Original Material
9 пунктов президента Николича
2 апреля в Брюсселе должен состояться восьмой раунд сербско-албанского диалога, который проходит под прямым руководством комиссара Европейского Союза по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон. Этот раунд уже назван решающим. Начало апреля – крайний срок для выполнения условий Брюсселя о нормализации отношений Белграда и Приштины. В таком случае уже в этом году Сербия начнет переговоры об ассоциированном членстве в ЕС. Если решение не будет найдено, путь Сербии в Европу может быть перекрыт.
Перед восьмым раундом переговоров по Косово в Сербии создалась довольно напряженная политическая атмосфера. Правящие политики то пытаются оставаться на твердой линии, то источают оптимизм о нужном и возможном компромиссе. Демократически ориентированная оппозиция их то поддерживает, то критикует. Сербские националисты громко кричат о том, что готовится измена родине и что власти якобы собираются предать и продать Косово. А сербская пресса то сообщает, что сербско-албанские переговоры окончательно провалились, то утверждает, что договоренность достигнута, а сейчас лишь разыгрывается спектакль, цель которого – подготовить общественное мнение в стране. С другой стороны, из Брюсселя поступает информация о бурной дипломатической активности вокруг урегулирования косовской проблемы.
Президент Томислав Николич на днях выступил с тезисом, что Сербия одновременно должна достичь двух целей – вступить в Европейский союз и нормализовать отношения с Косово. Он заявил, что возможны разные решения, кроме одного – признание Сербией независимости Косова неприемлемо. "Надо, чтобы то, что, согласно закону, должно находиться в ведомстве местного самоуправления, перешло в прямое ведомство Сербского сообщества муниципалитетов, но так, чтобы косовская администрация в Приштине не смогла помешать исполнению соответствующих актов", – заявил президент Николич.
Некоторые аналитики план Белграда о будущем северной области Косова, где компактно проживает около трети сербского населения, считают максималистским. Профессор факультета политических наук белградского университета, бывший дипломат Предраг Симич считает, что белградский план полностью отвечает интересам косовских сербов – он предусматривает что-то близкое к тому, что есть у Республики Сербской в Боснии. "Три механизма – автономная судебная система, собственная полиция и контроль над территориальным планированием – обеспечили бы косовским сербам государство в государстве", – замечает Симич. По его мнению, если этот план будет отвергнут, что не исключено, но переговоры при этом зайдут в тупик, самые большие последствия были бы для Белграда – начало переговоров о вступлении Сербии в ЕС отложили бы на долгое время, а в стране пришлось бы вскоре проводить внеочередные выборы.
В Приштине утверждают, что на них никакого давления не оказывается, что все теперь зависит от Сербии. Албанский аналитик из Косова Ардиан Арифай считает, что Сербия и Косово пока не готовы к настоящей нормализации отношений.
По его мнению, сейчас надо думать о том, останется ли Косово функциональным государством или нет. "Ведь если северным сербским районам будут даны такие полномочия, которых нет ни в законах, ни в Конституции, ни в международном плане Ахтисаари, это будет означать, что Косово становится похоже на Боснию, что оно становится нефункциональным государством", – полагает Арифай. Это не в интересах Косова, не в интересах Сербии, не в интересах региона и не в интересах международного сообщества, полагает аналитик. И, что самое главное, это не лучшее решение для самих косовских сербов. Ведь получается, что сербы, проживающие на севере (а они не составляют большинство сербов в Косово), имели бы большие права, чем сербы, проживающие в других районах.
А директор белградской неправительственной организации "Форум этнических отношений", специалист по вопросам Косова Душан Янич и вовсе полагает, что Сообщество сербских муниципалитетов, как представил его Белград, "было своего рода мошенничеством: на самом деле это была попытка создать самостоятельную часть территории, подобную Республике Сербской в Боснии". В результате, по мнению Янича, Белград из-за своих нереалистичных требований сам себе создал проблему. Ведь время истекает – если до середины апреля не будет достигнута договоренность, Сербия не сможет получить дату начала переговоров о вступлении в ЕС, и этот процесс, возможно, будет отложен на целый год.
