Дата
Автор
Алексей Турбаевскiй
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Либерален с врагами народа, повышению не подлежит

На видео — вчерашний телефонный разговор с родной тетей, Казаковой Лилией Михайловной (род. в 1926 г.) Разговор о нашем деде.

Казаков Михаил Александрович (1898-1982), кадровый военный с 1927 года, военный контрразведчик, участник Первой мировой, Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн.

Ее свидетельства можно воспринимать как угодно. Но они показывают, что значило в тех условиях вести себя достойно и оставаться человеком.

Выдержки из того, что она сказала: "[Папа] все хвастался, что "...я участник трех войн — гражданской, финской и Отечественной". А я говорю — сколько ты человек убил? А он говорит — "Ни одного. Людей я не убивал." Начальник отдела кадров дал выписку из его личного дела: "Майор Казаков либерален с врагами народа, повышению не подлежит..." У него был заместитель Пережогин. В войну [папа] сразу запросился на фронт. Их управление эвакуировали в Алма-Ату. Так всю войну на фронте как был майором, так и приехал майором. А его заместитель из Алма-Аты вернулся генералом...

В 37 году, когда началась шпиономания и стали везде искать врагов народа, начальника его отдела послали в Японию. Он съездил, приехал и стал рассказывать, как японцы живут, какие они умные там — все стал рассказывать. И папу вызывают в отделе [сотрудники], собрали кучку народа и говорят: давай напишем заявление, что он, наш начальник, японский шпион! И, говорят, нас же всех повысят! Папа говорит: "Я такого никогда не подпишу. Не подпишу, какой он японский шпион!" — "Что ты, нас сразу повысят..." Папа единственный из всего этого отдела отказался. И у него в личном деле записано: "Либерален с врагами народа, повышению не подлежит"...

Вот что по этому поводу сказала моя сестра, Оксана Турбаевская:

"...Живая зарисовка целой эпохи! Даже не потому, что речь и о моем дедушке, а из-за "правды жизни" и о том, что можно остаться достойным себя, несмотря на нечеловечность большинства! Страшная реальность о том, как добывались чины при комуняцких душегубах! И как повезло нашему деду самому не сгинуть, и не пойти вверх по трупам..."