Будет весна, будет и депрессия
Фото: Коллаж PublicPost После продолжительных и ожесточенных боев зима начинает отступать из России. Пришла пора поговорить о депрессии, тревожности, возбуждении, всплесках агрессии и сексуальности — словом, о весеннем обострении. PublicPost расспросил психиатров, что будет происходить с нами, пока тает снег.
Алексей Бобров, доктор мед. наук, профессор, руководитель Отделения психотерапии и консультативной психиатрии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ:
"Сегодня все знают, что психическое состояние людей сильно зависит от климатических факторов, в том числе и от смены сезонов. Это связано с температурой, светом, возможно, определенными электромагнитными колебаниями, активностью Солнца. Пока эти корреляции исследованы недостаточно полно, хотя выделены некоторые группы связанных с ними состояний, такие как сезонная депрессия, сезонные аффективные расстройства.
Из практики мы знаем, что некоторые формы психических и психосоматических заболеваний в осенне-весенний период усиливаются. Я имею в виду не только чисто психические заболевания, но и те, в этиологии которых нервная система играет большую роль — скажем, определенные сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, ревматизм...
Пока что нельзя однозначно предсказать, будет или нет у того или иного человека обострение. Но есть указания на то, что при некоторых болезнях действительно наблюдаются сезонные ухудшения состояния. Можно ожидать и роста суицидов, особенно осенью.
Ну а весной происходит активизация всего социального контекста, в котором мы существуем: усиливается агрессивность, склонность к миграции, некоторые формы сексуального поведения, повышается активность. В известной мере это опосредовано гормональными сдвигами, изменениями в питании и так далее. Это универсальный феномен, известный не только у людей. Сейчас показано, что депрессия и тревога могут быть как-то связаны с мелатонином (гормон-регулятор суточных ритмов работы организма — PublicPost), выделение которого определяется продолжительностью светового дня. Имеет значение, конечно, и активность половых гормонов, да и вообще течение метаболических процессов в организме. В той или иной степени это затрагивает всех — неслучайно же весной люди чаще влюбляются".
Виктор Сементковский, врач-терапевт Московской психиатрической больницы №3 имени Гиляровского:
"Весна и осень — самые трудные периоды для любого человека. Во время перехода с зимы на лето и с лета к зиме в организме происходят сложные метаболические процессы, он перестраивается на другой ритм работы. Перемена погоды, барометрического давления, светового дня — в связи со всем этим организм испытывает повышенные нагрузки, люди чаще страдают и психическими, и соматическими заболеваниями.
В какой-то степени страдает иммунная система, это повышает частоту простудных и других заболеваний. Обострение гипертонической болезни, ишемии, нарушения мозгового кровообращения — весной и осенью все это происходит чаще, чем зимой и летом. Статус иммунной системы у всех разный, поэтому чаще все эти "весенние" проблемы, конечно, касаются тех, кто недосыпает, недоедает, живет в плохих условиях, давно не отдыхал... Тех, у кого в силу этих обстоятельств статус иммунитета снижен. И весной, когда начинается повышенная нагрузка на организм и его иммунную систему, она может давать сбой. То есть из-за социальных условий некоторые люди более предрасположены к этим "весенним" расстройствам.
Зимой нам не хватает светового дня, не хватает солнца, и к весне все это накапливается, создает тревожность, депрессивное настроение. Когда солнце закрыто облаками, когда темнота — это замедляет выработку в коже меланина, замедляет многие физиологические процессы. Мы менее радостны, настроение угрюмо, человек становится более подвержен разным психическим сложностям. Ведь даже замечено, что если люди готовятся совершить суицид — обычно это вечером или ночью, но если они раздумывают и доживают до утра, видят солнце, эти мысли обычно пропадают. Так что весной, когда становится много света, просто солнечных лучей, это всегда действует благоприятно. Солнце — мощнейший фактор, от которого зависит наше состояние".
Алла Муравьева, врач-психиатр, зав. отделением РКПБ имени Бехтерева Республики Татарстан:
"Есть целая категория пациентов, которые поступают в стационар осенью и ранней весной. Но астенические состояния, особенно весной, могут развиться и у обычных людей, необязательно больных. После зимы истощается резерв организма, тот запас витаминов и прочего, который мы набирали летом.
Развитие депрессий связано с очень разными процессами, с обменом таких гормонов, как мелатонин, серотонин, продукция которых сильно меняется в зависимости от долготы дня и времени года. Сказывается и искусственное сокращение светового дня из-за отмены перевода стрелок".
Алексей Бобров, доктор мед. наук, профессор, руководитель Отделения психотерапии и консультативной психиатрии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ:
— В нынешнем году зима сильно затянулась и успела надоесть. Не приводит ли это к более серьезным проблемам, чем обычно?
"Если судить по нашим пациентам, то такая тенденция существует. Это связано, в известной степени, с несбывшимися надеждами, с отложенными ожиданиями и планами. Трудно сказать, какова тут роль собственно биологических или психологических факторов. Известно, что ненаступление ожиданий может создавать серьезную стрессовую обстановку. Люди приготовились и одежду сменить, и в доме прибраться, и колеса на машине поменять и так далее. Невозможность воплотить эти сезонные планы часто играет роль дезадаптирующего фактора.
— Эти стрессы люди в коллективе переживают по-разному. Часто мы активно говорим обо всем этом, делимся, но при этом создаем фон непрерывного обсуждения негативной обстановки. Куда ни придешь — везде стоны, охи и ахи. Какой эффект дает такое поведение?
Тут все зависит от коллектива. Целый ряд подобных стрессов протекает в форме незаметных психологических эпидемий. Раньше это могли быть эпидемии икотки, когда вся деревня "заражается" и начинает икать. Или все начинают испытывать видения — раньше видели святых, сейчас пришельцев... Но есть и стертые, субклинические эпидемии, и коллективные реакции на ожидание весны, и ее неприход можно рассматривать как одну из таких форм.
Но генезис таких состояний смешанный, и четко отделить один фактор от другого на сегодняшний день очень сложно. У нас для этого не имеется достаточного инструментария, да и запроса от общества на проведение таких исследований пока нет".
Виктор Сементковский, врач-терапевт Московской психиатрической больницы №3 имени Гиляровского:
— А как пройти через этот тяжелый период с наименьшими потерями?
"В первую очередь рекомендую снизить нагрузку на организм — какую угодно, и физическую, и психическую. Полноценно питаться. Ведь некоторые сейчас держат пост. В древности он появился, по-моему, потому, что запас продуктов, приготовленных на зиму, заканчивался. Сейчас у нас такой необходимости себя ограничивать нет, и лучше питаться полноценно и разносторонне. Съедать не менее пяти различных видов фруктов в день — допустим, мандарин, груша, слива, яблоко и так далее.
Говорить об авитаминозе сейчас уже не принято. Авитаминоз развивается в более суровых условиях, когда люди уходили куда-нибудь на Северный полюс и ели одни консервы. В наше время у обычных людей практически нет не только авитаминоза, но и даже гиповитаминоза. Принимать витамины часто рекомендуют, но это, видимо, просто выгодно с коммерческой точки зрения. При полноценном питании организм и так получает все нужное.
Еще, конечно, надо рекомендовать полноценный сон. Даже перевод стрелок, который у нас до сих пор был, — это всегда испытание для организма, и даже "скорые" отмечали повышение числа вызовов... Хотя это больше для людей с болезненной психикой, тут все зависит от индивидуального характера и типа нервной деятельности. Большинство людей просто перестраивается. Человек — механизм очень сложный".
Алла Муравьева, врач-психиатр, зав. отделением РКПБ имени Бехтерева Республики Татарстан:
"Истинные депрессии не излечиваются так быстро, они требуют терапии по полгода минимум, а лучше и год. Эффективно действуют антидепрессанты нового поколения, такие как ингибиторы обратного захвата серотонина, или сбалансированные препараты, действующие и на дофаминовые рецепторы, и на мелатониновые.
Но такие препараты рекомендуются, конечно, уже серьезно больным людям. Если же говорить о более легких субдепрессивных состояниях у тех, кто не страдает тяжелыми психическими расстройствами, то выйти из них, конечно, проще. Дело в том, что мелатонин высвобождается в ночное время, а серотонин — наоборот, лучше вырабатывается при свете. Поэтому рекомендуется в такой ситуации и окружать себя светлыми, яркими цветами, и одежду стараться носить светлых тонов, и вообще побольше быть на свету. Это, в принципе, всем известно, что в такой обстановке даже настроение становится лучше.
Мы рекомендуем также поливитамины или просто витамины группы В, аскорбиновую кислоту. Если астения сопровождается повышенной раздражительностью, можно подумать о других препаратах, таких как "Глицин", "Фенибут", "Афобазол" и других средствах с успокаивающим, противотревожным эффектом.
Важно и правильное питание, с достаточным количеством продуктов, богатых серотонином — сыр, бананы, творог, всем известный шоколад, яркие фрукты, особенно цитрусовые: считается, что даже их яркий запах и цвет сами по себе уже повышают настроение".
Алексей Бобров, доктор мед. наук, профессор, руководитель Отделения психотерапии и консультативной психиатрии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ:
"Конечно, рекомендовать можно все, что касается приема витаминов, должной физической нагрузки, правильного режима дня, адекватных отношений с близкими и коллегами...
Ну а главная рекомендация одна: надо любоваться той погодой, какая есть. Не идти на крайности, отдаваться конструктивным побуждениям, которые появляются у нас в любой сезон, и эти побуждения реализовывать. Получать удовольствие, понимая, что жизнь коротка".