Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Одно дело — блогера Навального судят, другое дело — кандидата в президенты"

Фото: Павел Лисицын/РИА Новости

Оппозиционер, член Координационного совета оппозиции, автор проектов "РосПил" и "РосЖКХ", блогер Алексей Навальный признался, что собирается возглавить российское государство. "Я хочу стать президентом, я хочу изменить жизнь в стране", — сказал Навальный на передаче "Дзядко 3" в эфире телеканала "Дождь". По его словам, надо сделать так, чтобы "миллионы человек, которые живут в этой стране, для которых нефть и газ текут из земли, не жили в такой нищете и беспросветном убожестве, а жили нормально, как в европейских странах, и не хуже, чем эстонцы".

PublicPost выяснил у писателей-оппозиционеров, политиков и политологов, каковы шансы нового кандидата и что означает это внезапное заявление.

Эдуард Лимонов, писатель поэт, публицист, бывший председатель НБП, нынешний председатель коалиции "Другая Россия":

"Я вижу в этом его заявлении не президентские планы, а то, что он хочет защититься от суда в Кирове, который уже меньше чем через две недели. Ему придется туда поехать и предстать перед обвинениями, которые ему предъявляют. Он расчетливо решил, что ему лучше сейчас заявить, что он кандидат в президенты. Возможно, он думает, это его защитит. Одно дело — блогера Навального судят, а другое дело — кандидата в президенты. Возможно, ему это посоветовали какие-то умные друзья, может быть, американские. Возможно, он придумал это сам. Как бы то ни было, это неплохой ход. Не знаю, как это отразится на его судьбе. Я считаю, что у власти нет намерений жестко с ним обращаться.

Это хороший ход, только ничего общего не имеет с выборами. Которые, во-первых, через пять лет, во-вторых, у нас человека не допустить до выборов — это раз плюнуть. Если бы он заявил год назад, что он будет кандидатом в президенты, это было бы более весомо, поскольку тогда он пользовался куда большей популярностью, чем сейчас. Сейчас его популярность в самой низкой точке, насколько мы можем судить по тем данным, которые вчера были заявлены ВЦИОМом и "Левада-центром". Ну это и понятно, почему популярность в низшей точке: никакие громкие слова, брошенные в конце 2011 года, не были реализованы.

Что касается электората, то Навальный далеко не одинок: на тот же самый буржуазный городской электорат, который совершенно необширен, претендует Прохоров. Если к тому времени выйдет из тюрьмы Ходорковский и если он не растеряет своей энергии, то он будет претендовать на тот же электорат.

Но ведь могут не позволить зарегистрироваться. Со мной же как обошлись в 2011 году — прислали вооруженную полицию и не дали мне провести в том месте, которое я декларировал, собрание группы инициативных граждан. То же самое можно сделать и с Навальным, и с Прохоровым — с кем угодно.

Я понимаю журналистов, они живут сенсациями. Но, холодно размышляя, я могу сказать, что у Навального нет будущего. У него даже произношение, тембр голоса, употребляемые пласты слов чуждого народу человека, такого комнатного интеллигента. Вспомните, почему был таким почти идеальным кандидатом на первых выборах Ельцин. Он грубоват, наш народ грубоват. А Навальный, даже если соберет все голоса интеллигенции, получит максимум 10%".

Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист, член КС оппозиции:

"К заявлению Навального я отношусь серьезно, считаю, что шансы его высоки. До президентских выборов долго, динамика популярности Навального показывает, что растет она быстро. Совершенно очевидно, что год назад его знали 4 человека, то есть 4%, а теперь — 37%. Я не стал бы это связывать с процессом "Кировлеса", поскольку об этом процессе известно уже давно. У Навального есть президентские амбиции, это тоже было давно очевидно. То, что он сказал об этом именно сейчас, я связываю с общим весенним ростом протестной активности. С акциями, запланированными на 6 апреля, на 6 мая. Иными словами, люди, которые туда приходят, должны знать, что эта их активность получит какое-то политическое оформление. Что они не просто ходят туда, а у них есть определенный кандидат, который будет осуществлять их программу".

Владимир Бурматов, депутат Государственной думы VI созыва от партии "Единая Россия":

"Это заявление неспроста было сделано именно вчера, именно на телеканале "Дождь", в преддверии рассмотрения уголовного дела в отношении Алексея Навального.

Это спланированная медиакампания, направленная на то, чтобы до рассмотрения уголовного дела, которое начнется через несколько недель в Кировской области, успеть создать Навальному не имидж жулика и вора, укравшего деньги из бюджета Кировской области, скорее всего, с помощью губернатора области. Мы, конечно, этого не знаем, можем только предполагать. Навальному нужен имидж несостоявшегося кандидата в президенты, который пал жертвой кровавого режима.

Вчерашнее заявление не просто так было сделано именно на "Дожде". Сегодняшняя кампания, которая развернулась в ряде СМИ, которые принято относить к либеральному пулу, лишь подтверждает это. Навальный не глупый человек, он отдает себе отчет в том, что его электоральные перспективы равны нулю. Он не глупый человек. Он в своей жизни не участвовал ни в одних выборах просто потому, что он бы их не выиграл. А участие в президентской кампании обернулось бы для него печальным результатом.

Навальный никогда не доведет дело до выборов, он придумает любой предлог. Ведь он не выдвигался в 2012 году, потому что это для него был бы конец карьеры. А заявление о президентских амбициях ему нужно только для того, чтобы переформатировать повестку и чтобы к нему относились не как к помощнику депутата, который творчески распорядился бюджетными деньгами, а как к мученику режима. Это очень хорошая пиар-кампания, очень грамотно выстроенная".

Сергей Железняк, заместитель секретаря Генерального совета партии, заместитель председателя Госдумы:

"Если кратко, то шакалу львом не стать.

Если подробнее, то попытки Навального оправдать предъявленные ему обвинения в воровстве президентскими амбициями сровни объяснению подозрения Адагамова в педофилии любовью к детям.

Возможно, в Навального вселился мятущийся дух Березовского, который тоже тужился опрокинуть власть в России. Такие деструктивные амбиции тщетны, Россия после кровавой истории 20 века органически не приемлет тех, кто хочет ввергнуть страну в хаос.

Поэтому к сумбурным и чудаковатым амбициям Алексея нужно относиться с толерантностью психотерапевта, понимая, что моськина природа таких персонажей определяет их поведение, а тявканье является смыслом их самореализации".

Михаил Виноградов, президент фонда "Петербургская политика":

"Я не думаю, что заявление Алексея Навального является заявкой на участие в президентских выборах при нынешнем формате.

Более того, Навальный писал, что вводятся ограничения для людей с судимостью. Навальному это нужно, чтобы развести резонанс и повысить статус своего будущего судебного процесса, который, как считается, будет носить обвинительный уклон.

Я думаю, что Навальный сказал это не для того, чтобы действительно баллотироваться в будущем (выборы состоятся через пять лет — прим. ред.), а для того, чтобы поучаствовать в нынешней политической жизни".

Дмитрий Орлов, политолог, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

"Мне не показалось шуткой заявление Навального — было вполне серьезно произнесено. Интерес к Навальному и его поддержка сейчас — на нисходящем тренде. Он был одним из лидеров протестного движения, которое возникло в 2011 году. Главным месседжем Навального была антикоррупционная политика. Сегодня антикоррупционные меры системно принимает власть. То есть Навальный лишился главного козыря.

Электоральная база Навального будет крайне невелика, если оценивать сегодняшнюю ситуацию. Но этот спад популярности сохранится. Навальный был модным — был спрос и запрос. Теперь запрос удовлетворен властью. Теперь по вниманию блогосферы и политического класса можно считать, что Навальный — отыгранная фигура.

В будущих выборах, если ему удастся зарегистрироваться, он будет одним из аутсайдеров. Его поддержка будет на уровне Сергея Миронова или Андрея Богданова. Это будет такой яркий экзотический персонаж, который соберет голоса преданных участников и сторонников протестного движения. Но к серьезным электоральным группам движение Навального не имеет никакого отношения".