Дата
Автор
Ольга Просвирова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Минюст слышит «голоса»

Министерство юстиции подает в суд на ассоциацию «ГОЛОС», называя ее иностранным агентом за получение норвежской премии

Первой жертвой комплексных проверок НКО по всей России стала Ассоциация «В защиту прав избирателей «ГОЛОС». Минюст назвал ее иностранным агентом. Организации грозят многотысячные штрафы. А в перспективе и уголовное дело.

Первой жертвой комплексных проверок НКО по всей России стала Ассоциация «В защиту прав избирателей «ГОЛОС». Минюст назвал ее иностранным агентом. Организации и ее исполнительному директору Лилии Шибановой грозят многотысячные штрафы. А в перспективе и уголовное дело.

Минюст России возбудил производство по делу об административном правонарушении в отношении ассоциации «ГОЛОС» и ее исполнительного директора Лилии Шибановой. Как говорится в официальном сообщении ведомства, «по информации Федеральной службы по финансовому мониторингу, Ассоциация получает финансирование из иностранных источников».

Откуда у специалистов по финансовому мониторингу такая информация, не уточняется. По мнению представителей «ГОЛОСа», иностранным финансированием в Минюсте посчитали премию имени академика Сахарова, которую Ассоциация получила осенью прошлого года «за пропаганду демократических ценностей» от Норвежского Хельсинкского комитета. Речь идет о сумме в 7728 евро 40 центов, которая была перечислена на транзитный счет «ГОЛОСа».

«Из-за закона об иностранных агентах мы приняли решение отказаться от финансовой части премии, поэтому, когда деньги поступили на транзитный счет, мы обратились к банку с просьбой вернуть их обратно», — поясняет заместитель исполнительного директора Ассоциации Григорий Мельконьянц.

Деньги в итоге так и не были зачислены на счет организации. «Складывается порочная практика: любой доллар, перечисленный иностранцем на счет НКО в целях провокации, может подвести нас под административную ответственность. Но все наши счета находятся в открытом доступе — оказать финансовую поддержку может любой человек, и контролировать этот процесс затруднительно», — считает Мельконьянц.

Адвокат «ГОЛОСа» Рамиль Ахметгалиев предлагает посмотреть на ситуацию с другой стороны: представим, что некоммерческая организация закупает для своих сотрудников билеты у иностранной авиакомпании. По каким-то причинам перелет не состоялся, и компания возвращает деньги на счет НКО. «По закону об иностранных агентах это тоже подпадает под определение финансовой помощи из-за рубежа, — поясняет Ахметгалиев. — Представители Минюста и сами не отрицают, что это нелогично, но закон сформулирован так, как сформулирован. И если НКО получает возмещение ущерба от иностранной организации и, по мнению Минюста, занимается политической деятельностью, то организация обязана зарегистрироваться как агент».

Исполнительный директор «ГОЛОСа» Лилия Шибанова настаивает: «Мы не агенты! Агенты представляют интересы другой страны и выполняют чужие поручения. Мы не представляем ничьих интересов и занимаемся развитием демократических институтов в России». По ее словам, принятые против Ассоциации меры не заставят «ГОЛОС» добровольно назвать себя иностранным агентом.

Еще одна претензия Минюста заключается в следующем: попытку создания проекта по формированию Избирательного кодекса назвали политической деятельностью. Здесь удивительно другое: закон об иностранных агентах вступил в силу в ноябре прошлого года. А всякое обсуждение и поддержка проекта Кодекса завершились более года назад. Отдельный вопрос — можно ли вообще предложение по законодательству определить как политическую деятельность?

«Разработка Кодекса направлена не на поддержку партий или отдельных политиков, а на реализацию избирательного права, и так закрепленного в Конституции. Это не является политической деятельностью. Более того, общественность и некоммерческие организации сейчас активно участвуют в обсуждении законодательных инициатив — это нормальная практика в демократическом обществе», — уверен адвокат Рамиль Ахметгалиев.

Сейчас руководство «ГОЛОСа» вместе с адвокатами разрабатывает линию защиты: «Прорабатываем разные варианты, но как в нашей стране защититься от бредовых обвинений?» — недоумевает Лилия Шибанова. Она не исключает, что Ассоциация подаст встречный иск к Минюсту.

По мнению Минюста, деятельность «ГОЛОСа» подпадает под ч. 1 ст. 19.34 Кодекса об административных правонарушениях. 10 апреля протоколы были направлены на рассмотрение в суд. По ним Ассоциация рискует заплатить до 500 тысяч рублей, а ее исполнительный директор Лилия Шибанова — до 300 тысяч. В благоприятный исход в «ГОЛОСе» не верят: «Ничем хорошим это не грозит. Решения в мировых судах принимаются не на основании закона, а на основании каких-то внутренних понятий. Очевидно, что в нашем случае оно будет обвинительным. А потом не исключаем и более жесткого варианта — приостановления деятельности Ассоциации и возбуждения уголовного дела в отношении Лилии Шибановой».

Григорий Мельконьянц уверен, что министерство приняло скоропалительное решение, не вникнув в детали дела: «Видимо, была поставлена задача — как можно скорее привлечь нас к административной ответственности. Ранее говорили, что процесс будет постепенным и многоступенчатым: сначала НКО получат предупреждение, в случае невыполнения требований — привлекут к административной ответственности, а уж потом речь пойдет об уголовной».

«ГОЛОС» никто не предупреждал — дело сразу передали в суд, а учитывая принципиальную позицию Ассоциации — не именоваться иностранным агентом, — не исключено, что за этим последует и уголовное дело.

В Минюсте «Новой» сообщили, что для разъяснений «в таких случаях» необходимо прислать официальный запрос, который мы и направили в министерство. «Новая» опубликует ответ после его получения и продолжит следить за ситуацией вокруг «ГОЛОСа».