Развал молдавских либералов
Еще совсем недавно самая стойкая и сплоченная из всех альянсовских партий — Либеральная, сейчас на глазах разваливается. Казалось бы, людей со стойкой ненавистью ко всему советскому, русскому и безразмерной румыно- и унионистофилией, идея должна сплотить сильно и надолго. Однако в середине апреля завершилась история единства либеральных приверженцев "Великой Румынии". 12 апреля на брифинге, организованном на скорую руку Советом по реформированию, либералы голосом Анны Гуцу объявили о требовании снять с поста председателя объединения, бессменного его вождя — Михая Гимпу. Неожиданно? Бунт на корабле? Ну, как сказать.
Несмотря на кажущиеся категоричность, принципиальность, воззвания к европейским ценностям, большинство членов ЛП достаточно свободного нрава и в своей политической жизни придерживаются идеи "где теплее, там и мы".
Нынешние либеральные борцы за демократию, честь и достоинство — типичные представители категории "политический турист". И началось это задолго до нынешнего раскола в партии и лишь подтверждает, что Либеральная партия — политформирование конъюнктурщиков.
Как ни парадоксально, но сегодняшние лидеры ЛП в далекие советские годы были образцами советского гражданина — внешне, естественно. Были они и членами КПСС, и даже тесно сотрудничали с Комитетом государственной безопасности, Михай Гимпу был советским судьей, И.Хадыркэ — секретарем Правления союза писателей МССР, депутатом Верховного совета МССР, В.Сахарняну был выпускником Ленинградской высшей партийной школы, В.Попа был инструктором ЦК КПМ, все заканчивали советские университеты, занимали высокие посты и не жаловались ни на власть, ни на жизнь. И это только так называемая элита партии, те, кто теоретически должны быть чистыми идейно. Но это теоретически. При начале Перестройки с осознанием и пониманием того, что со сменой строя и режима можно неплохо "подняться" на гребне национализма, нынешние лидеры ЛП кардинально поменяли свою точку зрения, забыв про свои красные партбилеты. Бывшие коммунисты стали либералами и в 1993 году основали собственную партию, у истоков которой, по сути, стоит предательство: сначала идеи, потом идеалов, а потом и Молдовы, когда в воздухе повисла финансово и политически выгодная идея унионизма.
Но вот кризис добрался и до верхушки ЛП накануне выборов премьер-министра, чье имя так долго не мог озвучить президент Тимофти. И имя это разгневало Михая Гимпу, он разразился жесткой критикой в адрес президента, уведомив жителей Молдовы, что уже сожалеет о том, что некогда поддержал кандидатуру Тимофти на пост президента, ну и уверив попутно всех, что ни за что и никогда Либеральная партия не проголосует за Филата на пост премьер-министра, ибо как можно проголосовать за человека, дискредитировавшего Альяс за Евро? Однако, не закончил господин Гимпу гневаться, как его любимица, по-видимому уже бывшая, Анна Гуцу, заявила, что не согласна с таким решением председателя либералов и все-таки ослушается его, проголосовав за возвращение в должность экс-премьера, снятого с поста по обвинению в высокой коррумпированности его же правительства.
Но все-таки Гимпу не ожидал предательства коллег, несмотря на то, что мог и должен был. Он, как обычно, узрел во всем руку Москвы, вместо того чтоб наконец осознать, что создал партию конъюнктурщиков. Хотя, возможно, и осознал, но куда красивее выглядит оправдание о вмешательстве большого и сильного врага, пусть и вымышленного, чем назвать причиной раскола партии банальную беспринципность: "Я распологаю информацией о том, что российская ФСБ через экс-премьера Филата проникла в Либеральную партию. Организуется заговор".
Нет ничего неудивительного в том, что часть либералов решила совершить переворот и сместить с поста идейного вдохновителя. Предатели по натуре в очередной раз искали место потеплее, возле состоятельных партий Филата и Плахотнюка, сотрудничать с которыми лидер либералов отказался. Таким образом, жители республики стали свидетелями того, как титаник молдавского либерализма дал трещину и раскололся на две равные части: с одной стороны — Михай Гимпу и его соратники, с другой стороны — Анна Гуцу и группа-отщепенцев.
Но какие мотивы у депутатов? Варианты о слепой вере в продвижение европейских ценностей и свобод под флагами АЕИ 3 отметаем сразу, легче поверить в сказки Венского леса. Однако, этими людьми все-таки что-то движет. Возможно, то же, что двигало так называемых независимых депутатов при выходе из ПКРМ. На эту мысль наталкивает тот факт, что раскол в ЛП произошел именно накануне выборов премьер-министра, утверждение на посту которого было под вопросом. Однако отступники-либералы спасают ситуацию и дают ДПМ и ЛДПМ надежду на воссоздание Альянса за Евро: 7 голосов либералов, 15 голосов демократов, 31 голос либерал-демократов, итого 53 голоса, способные продлить агонию власти еще на какое-то время.
Можно предположить, что раскол в ЛП не является делом одного дня, это подготовленное мероприятие, которому была необходима формальная причина — нежелание голосовать Гимпу за Филата, фактической же причиной является тот факт, что в последнее время Михай Гимпу обвинял ДПМ и ЛДПМ в криминале, стал несговорчивым и отчасти принципиальным, что мешало демократам и либерал-демократам продвигать выгодную им политику, а появление "лояльных" либералов предоставляет возможность действовать по своему усмотрению, не делая уступок никому.
А Гимпу, в свою очередь, как обычно уходит в пространные речи, с одной стороны, спекулируя обвинениями в адрес Кремля, с другой стороны, обличая своих экс-соратников, давая нам — зрителям этого спектакля — понимание того, что лидер политформирования знал о качествах людей, находящихся рядом, и о их истинных целях нахождения у власти.
При этом Михаил Федорович, как всегда, не экономит на эпитетах, метафорах, делая очень нелицеприятные сравнения для либералов-отщепенцев:
"Они как уличный мусор, который дурно пахнет... Анна Гуцу, снимите бриллианты, имейте совесть — я вам их подарил... Маринуца совершил много грязных вещей, но я простил его, сделал министром. Министр экологии Анатолий Шалару пришел из Чимишлии только мы стали у власти, а там он работал с мухами. Новоиспеченный депутат Вакарчук хотел быть в министерстве молодежи, но он не подходит на роль министра. Депутат Архире давно в партии, я не понял его предательство. Но я знаю, что он хотел возглавить агентство Apele Moldovei, я отказал. Депутат Кожокару вовсе приходит в офис партии и вечно спрашивает у девочек, есть ли в холодильнике коньяк. Сахарняну я тоже не понял, я ему денег давал, а он! Слава господу, я избавился от этих, кому только бы выпить, пойти на рыбалку и охоту".
Сейчас Гимпу экспрессивен, огорчен, говорит то, что думает, хотя иногда складывается впечатление, что вообще не думает о том, что говорит. Он принял роль жертвы, с которой достаточно неплохо справляется. Однако Михаилу Федоровичу неплохо уяснить одну истину: предавший один раз, предаст и второй, — и напрасно требовать честности от людей, которые изначально ей не обладали.
Одно вызывает невольную улыбку, совсем недавно Гимпу стоя аплодировал тем, кто предавал Партию коммунистов, сейчас он оказался в такой же ситуации. Подарит ли господин либерал на следующем заседании парламента букет белых роз Анне Гуцу, как подарил госпоже Бельченковой за "проявленные" силу духа, неподчинение руководству и либеральное мышление?