Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Преемники преемника. Кто встанет на смену Медведеву?


Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

Кремль недоволен Белым домом. Если Владимир Путин все-таки решится отправить Дмитрия Медведева в отставку, то кем он сможет его заменить? Эксперты говорят, что в таком случае новое правительство, скорее всего, возглавит «темная лошадка», неизвестный широкой публике чиновник, лично преданный Путину, но политически зависимый от него.

Правда, если Кремль решит не просто поменять правительство, а провести политические изменения или начать подготовку преемника к 2018 году, то список может расшириться. Эксперты рассказали Slon о самых вероятных кандидатах на роль премьер-министра.

Дмитрий Рогозин,
вице-премьер по ВПК Слишком распиарен, вероятность назначения низкая – только если Путин решит начать с этого операцию «Преемник-2018», говорят эксперты. «Он политик, а премьер в нашей стране должен быть хозяйственником»,– говорит директор Института глобализации Борис Кагарлицкий. Рогозин также не входит в список людей, которым доверяет Путин, утверждает политолог Станислав Белковский. «Плюсы непонятны… Пик его узнаваемости – в прошлом. Все-таки эта фигура административно находится в среднем весе, нельзя сказать, что он тяжеловес», – добавляет президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Алексей Кудрин,
экс-вице-премьер Ушел на конфликте с Дмитрием Медведевым, бывал на митингах белоленточников, работал с Путиным еще в Санкт-Петербурге. После отставки создал Комитет гражданских инициатив, поддерживает Алексея Навального. Кудрин – это свой, проверенный человек, но уже с политическим привкусом, а значит, не может быть универсальным премьером. «Такое назначение – это попытка заигрывать с либеральным сообществом, а Владимир Путин сейчас этого делать явно не собирается», – говорит глава Центра политических технологий Алексей Мухин. «Кудрин пользуется доверием Путина, но гендиректор и главный бухгалтер – это разные должности, хотя сам Кудрин себя видит гендиректором. Менее управляем, человек со сложным характером, это уменьшает его шансы на назначение», – полагает Белковский. «Самое понятное назначение, и Путину, и обществу, но без переформатирования политической системы; он теряет все авансы, которые заработал за последнее время. Он интересен [Кремлю], если будут запускать в общество определенные ожидания», – подытоживает Виноградов.
Сергей Шойгу,
основатель МЧС, министр обороны Верный соратник и единоросс. Популярен в народе и спецслужбах настолько, что его рейтинг сравним даже с уровнем популярности главы государства, а это уже скорее минус. Да и к этому варианту Путин склонится, только если отойдет от привычной стратегии выбирать премьеров из малозаметных чиновников. «Сильный премьер – это не путинская логика. Но если Путин решит поступить иначе, то это будет самый ожидаемый вариант», – считает Белковский. «Пока маловероятно. До сих пор считалось, что Шойгу – второй по популярности политик. Я думаю, это назначение будет в контексте разговора про преемника», – говорит Виноградов.
Темная лошадка
Сейчас возглавляет ведомство второго ряда. Давно на госслужбе. Лично знаком с Путиным. Наиболее вероятный вариант, говорят эксперты. Предшественники Медведева – все из этой категории проверенных, но незаметных. Когда Кремль предлагал Госдуме на обсуждение кандидатуры Виктора Зубкова и Михаила Фрадкова, у журналистов и политологов был только один вопрос: «А кто это?» Уже потом аналитики объясняли логику решения, и всякий раз она укладывалась в генеральную канву: Путин любит неожиданные назначения. «Сейчас моральные обязательства Путина перед Медведевым перевешивают. Мотивов отставки может быть два: либо подозрения в политической нелояльности, либо экономический кризис. Такой вариант [темная лошадка] подойдет, если нужно успокоить элиты и общество. В таком случае главой правительства становится полностью управляемый и зависимый человек», – полагает Белковский. Кто именно встанет у руля в Белом доме, в данном случае не важно, сходятся политологи. «Пусть будет Сергей Глазьев, такой шухер будет», – говорит Алексей Мухин.