Колоть или не колоть?
Фото: РИА Новости О прививках и движении "антипрививочников" PublicPost поговорил с Александром Наумовичем Мацем, заведующим Лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, и Василием Власовым, главным научным сотрудником Московской медицинской академии.
— Почему вообще именно прививки вызывают столь бурную реакцию в обществе? Отказываясь от вакцинации, люди отчего-то продолжают пользоваться и болеутоляющими, и жаропонижающими...
Антипрививочные настроения в обществе появились еще две сотни лет назад, вслед за первыми кампаниями массовой вакцинации против оспы. С тех пор это движение, как тень, сопровождает вакцинацию. Изменились его причины и риторика. Вначале это был протест против посягательства государства на право гражданина самому разбираться с собственным здоровьем, а также на религиозные установки. Вплоть до недавнего времени некоторые священнослужители с амвона предавали вакцинацию анафеме, хотя сегодня иерархи РПЦ выступают за прививки. Но сегодня, как и два века назад, главное — остается страх перед риском вакцинальных реакций и осложнений. Ну и, разумеется, люди просто стремятся избавиться от связанных с прививками забот и хлопот, считая их напрасными.
Сегодня "антипрививочники" нередко выступают в союзе с противоположными рациональной медицине, маргинальными течениями — гомеопатией, натуропатией, целительством, СПИД-диссидентством, валеологией, холизмом, антропософией и т. п.
— Насколько такие "антипрививочные" настроения массовы и приводят ли они к действительно серьезным последствиям?
Отказы от вакцинации, особенно "гнездные" (дети из семей, живущих в одном доме или дворе, посещающие одно детское учреждение), повышают риск распространения инфекций, которые можно было бы предотвратить. Исходом заболевания могут быть осложнения и смерть. С момента первых массовых вакцинаций в мире вспыхнуло более двух десятков эпидемий — оспы, краснухи, дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, паротита, спровоцированных именно отказом от прививок.
Есть и менее явные эффекты антипрививочных настроений, к примеру, научно необоснованное исключение из состава вакцин консерванта (этилртутьтиосалицилата натрия). Стоимость вакцин из-за этого выросла.
— Но ведь, действительно, каждая вакцинация — это всегда опасность осложнений?
Вакцинация, как любое медицинское вмешательство (даже клизма для похудения), вызывает нежелательные реакции, проходящие самопроизвольно, а иногда и осложнения, требующие медицинской помощи. Назначая прививку, врач учитывает соотношение пользы и вреда, оценивает снижение вероятности заболеть в отсутствие прививки и риск вакцинального осложнения у привитого.
На самом деле риск вакцинальных осложнений весьма мал. Скажем, для противооспенных прививок он не превышает один случай на полмиллиона вакцинированных, для вакцины АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина — PublicPost) — на 300 тысяч, для инактивированной вакцины против полиомиелита — на 160 тысяч.
Современная вакцинация против полиомиелита — две прививки инактивированной вакциной и третья живой — не дает осложнений в виде вакцинального полиомиелита. Зато заносный полиомиелит из Таджикистана наблюдался два года назад в России, когда заболели более двух десятков детей.
Противопоказания к вакцинации в каждом случае подробно прописаны в инструкции по применению. Да, вакцинировать нельзя при острых заболеваниях и при обострениях хронических, при глубокой иммунодефицитности у ВИЧ-инфицированных, при тяжелых реакциях на предыдущую прививку... Вообще, все вакцины рассчитаны на безвредность и иммуногенность у подавляющего большинства вакцинируемых. Вакцинопрофилактика имеет смысл как массовое мероприятие, в непосредственной связи с эпидемиологическими обстоятельствами.
В цивилизованном обществе всегда существуют те или иные риски, и большинство из них выше риска поствакцинальных осложнений. Например, риск погибнуть в ДТП гораздо выше — для России это 1 случай на 4 тысячи населения в год — разница больше чем на два порядка! Проблема в том, что к опасности автотранспорта публика относится разумно, а к опасности вакцинальных осложнений под влиянием антипрививочной пропаганды — иррационально.
Нередко общий охват населения вакцинацией из-за отказов снижается на 30-50%. Это закономерно ведет к росту инфекционной заболеваемости. Не далее как в начале 2000-х в США случилась вспышка кори, и случилась она как раз в той среде, среди тех детей, родители которых от вакцинации отказались. Риски вакцинальных осложнений не выше рисков применения большинства современных фармакологических препаратов, отпускаемых в аптеке по рецепту и без него.
Кстати, нельзя забывать и о квазинаучных "свидетельствах" опасности вакцинации. "Краснушная вакцина вызывает иммунодепрессию", "полиомиелитная вакцина — причина инфицирования онкогенным вирусом SV40" и так далее, и даже загрязнение вирусных вакцин "нанобактериями"!.. Большинство подобных идей российские антивакцинаторы заимствуют у своих зарубежных единомышленников, но иногда работает и их собственная фантазия.
Но откуда бы ни брались антипрививочные мифы, на их профессиональное опровержение уходит от 5 до 15 лет. Вакцине АКДС, например, чего только ни приписывали. Она, дескать, вызывает и энцефалопатии, и рассеянный склероз, и поллинозы, и диабет. Но все эти измышления серьезным образом проверялись, и все до одного были отброшены.
— Противники прививок нередко говорят, что сегодня нет нужды прививаться хотя бы потому, что все инфекционные болезни в общем-то "побеждены".
Если не считать оспы, о победе заявлять никак нельзя — ни над коклюшем, ни над корью, ни над полиомиелитом и так далее: иногда они возвращаются. Их эпидемии (кстати, вызванные именно массовым отказом от вакцинации) фиксировались и в 1990-х, и даже в 2000-х годах. Со времен Дженнера (в конце XVIII — начале XIX века впервые начавшего противооспенную вакцинацию — PublicPost) в разных странах случились несколько десятков эпидемических вспышек.
Кроме оспы, ничего "окончательно" победить не удалось. Так что корректнее будет говорить, что эти болезни не побеждены, а контролируются, и достигается это именно прививками. В России вакцинацией (обязательной и по эпидпоказаниям) контролируется 21 инфекционное заболевание.
Да, отказываясь от вакцинации, люди часто рассчитывают на коллективный иммунитет: казалось бы, если все вокруг привиты, опасности того, что болезнь заразит именно моего непривитого ребенка, нет. Однако коллективный иммунитет может существовать только при весьма высоком охвате вакцинацией населения, то есть когда привитых имеется хотя бы 70%, а для некоторых высоко контагиозных инфекций и выше — например, для коклюша это 95%. Тогда, действительно, циркуляции возбудителей не будет.
Но ни в прошлом, ни сегодня мы такого уровня иммунизации не достигаем. Заболевание никуда не уходит, оно ждет своего часа и своей невакцинированной жертвы.
Вообще, проблему восприятия населением вакцинопрофилактики надо рассматривать не с мутноватой точки зрения обывателя, а в рамках рациональной медицины, в которой на все эти вопросы давным-давно имеются вполне определенные профессиональные ответы.
Василий Власов,
Доктор мед. наук, профессор, главный научный сотрудник Московской медицинской академии, президент Общества доказательной медицины
— Нередко звучит следующий довод: "Допустим, вероятность получить осложнение минимальна. Но если в современном обществе вероятность заболеть, отказавшись от прививки, еще ниже — то не разумнее ли будет действительно отказаться?.."
Вынужден сказать, что это совершенно правильный способ мышления. Поэтому-то люди и прекращают прививаться, поэтому в обществе падает защищенность — и поэтому ничтожная вероятность заболеть быстро подскакивает сразу на много порядков и становится по-настоящему опасной. Такое происходило уже неоднократно.
Массовая вакцинация — это яркий пример нормальной для общества ситуации, в которой каждый из людей приносит свою небольшую жертву ради большого, огромного общего блага. Таких вещей в мире немало: например, никто из нас не любит платить налоги, но все мы это делаем, получая благоустроенные дворы и другие несомненные блага.
Большого чуда здесь нет, людей надо просто просвещать. Просвещение — универсальное средство от многих проблем и болезней, в том числе и тех, от которых надо прививаться.