Российские астрономы обнаружили торговлю звездами
Фото: RosКосмос Неожиданная находка вызвала в астрономическом сообществе небольшой переполох. Не в космосе — на Земле ученые обнаружили компанию с очень знакомым названием и странным бизнесом: торговлей именами звезд. В блоге известного астрофизика и популяризатора науки Сергея Попова развернулось обсуждение: возможно, ученые подадут в суд на "RosКосмос" — на сайте компании фигурируют вполне реальные имена действующих астрономов.
Формально "RosКосмос" не обещает никакого права владения, а лишь предоставляет возможность назвать звезду, выдает сертификат на "новое имя" и регистрацию в "Международном каталоге небесных тел "Звездный каталог России" — видимо, созданном лишь затем, чтобы продавать позиции в этом каталоге.
Цены на размещение (со скидкой) начинаются от 1170 рублей, нейтронную звезду можно "назвать" за 89 900, галактику — за 121 900, сверхмассивную черную дыру — за 199 900, а экзопланету — за 888 000 рублей. Достойных покупателей эти суммы, видимо, не смущают: на сайте представлена внушительная галерея звезд российского шоу-бизнеса, спортсменов и политиков — обладателей сертификата.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Фото: roskocmoc.ru
В телефонном разговоре с PublicPost представитель "RosКосмос" объяснил: "Услуга заключается в том, что спутник ежедневно снимает небесные тела и их координаты. Эти небесные тела имеют свои коды — и вместо этого кода вы имеете право назвать их именем. У нас — международный каталог. Выпускаются в России несколько каталогов своих, но у них определенные базы данных координат, которые с нами согласованы. (...) Есть, конечно, в интернете определенные мошенники из стран СНГ, которые непонятно чем подтверждают, у них координаты непонятно какие. (...) Цена зависит от звездной величины. Четвертую величину мы последнюю зарегистрировали на партию ЛДПР — их осталось всего две, по крайней мере которые можно наблюдать из России, из северного полушария".
В числе "друзей компании" на сайте "RosКосмос" перечислены вполне реальные и уважаемые предприятия Роскосмоса, институты РАН, — например, Государственный астрономический институт имени Штернберга — и десятки обсерваторий со всего мира. Выборочный опрос упомянутых в списке ученых показал, что они об этой дружбе и не подозревают. Сергей Попов, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга, в разговоре с PublicPost не скрывал возмущения: "Мимикрия под Российское космическое агентство и благодарности астрономическим учреждениям, которые выступали и выступают последовательными противниками такого рода бизнеса, выглядят обманом потенциальных клиентов, а астрономическим сообществом воспринимается как изощренная издевка".
Такого мнения придерживается и юрист Общества по защите прав потребителей Андрей Семенов. Он полагает, что деятельность "RosКосмоса" подпадает под действие статьи 159 УК РФ, которая определяет мошенничество как "хищение путем обмана или злоупотребления доверием". Мошенничество может состоять и в пассивном обмане — в несообщении фактов, которые могли бы удержать покупателя от сделки. "Обставлено все так, — объяснил Семенов, — будто это официальная организация, действующая в рамках некоей международной структуры, нет никакого намека на то, что название с точки зрения астрономии не будет значить ничего. Если спросить, они, конечно, открещиваются и от Роскосмоса, и от прочего — но 98% потребителей спрашивать не будет: написано же...
Они заявляют о членстве в Торгово-промышленной палате Нижегородской области и даже приводят сертификат. В сертификате указано название некоего юридического лица, которое к "RosКосмос" никакого отношения не имеет — некое ООО ПО "Салюс". В ТПП Нижегородской области такое ООО действительно имеется, но область деятельности указана совершенно ясно: организация отдыха и развлечений, культура и спорт. Поэтому какие-то дальнейшие рассуждения тут не очень уместны: ясно, что люди берут деньги ни за что".
В самой компании в сходстве названий не видят ничего особенного. "Роскосмос занимается совсем другими вещами. У Роскосмоса 135 компаний, которые занимаются запусками спутников... Мы — не Роскосмос", — объясняет представитель "RosКосмос". Получить оперативный комментарий пресс-службы самого Роскосмоса нам не удалось.
Так можно ли по-настоящему купить звезду имени себя или пару гектаров лунной поверхности? Ответить на этот вопрос не так просто: существующее законодательство не предусматривает такой заковыристый случай. Но непросто — не значит невозможно.
Законодательство о космосе и космических объектах появилось уже в первые годы полетов на околоземную орбиту. Ключевой Договор о космосе вступил в силу в 1967 году, и на сегодня к нему присоединилось более ста государств. В последующие годы он дополнился несколькими новыми конвенциями — в том числе о регистрации всех запускаемых объектов и об ответственности за ущерб, который они могут причинить. Некоторые особые космические проекты и аспекты деятельности в космосе регулируют специальные межгосударственные соглашения — такие, как Соглашение о МКС, подписанное Россией, США, Канадой, Японией и странами-членами ESA. Стоит упомянуть также и национальные законодательства: в России, например, с 1993 года действует ФЗ "О космической деятельности".
Ни в одном из этих документов нет формального запрета на приобретение в собственность "шести соток" где-нибудь на Луне или на Марсе. Договор о космосе 1967 года лишь указывает, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению". О владении частном ничего не сказано, но это не мешает создателям знаменитой Lunar Embassy и их многочисленным коллегам по всему миру делать деньги даже не из воздуха, а буквально из космического вакуума. Lunar Embassy предлагает на продажу "свободные" участки на Луне и Марсе, и десятки тысяч людей из разных стран (в том числе и России) тешат самолюбие, приобретая сертификаты на владение — на деле ничего не значащие образчики типографского мастерства.
Отсутствие прямого запрета на право собственности де-юре еще не означает появление этого права де-факто. Прежде оно должно быть оговорено нормами гражданского права, что требует соответствующих изменений национального законодательства. Однако законодательства всех стран-участников Договора о космосе не могут предусматривать такие нормы, ведь это противоречило бы прописанному в нем запрещению национального присвоения небесных тел.
"RosКосмос" действует по-другому — эта фирма продает не поверхность, а названия звезд и далеких экзопланет. Но в этой области как раз существует общепринятые правила и нормы. Вопросами именования небесных тел занимается лишь одна организация в мире — Международный астрономический союз (IAU), объединение совершенно некоммерческое.
Союз не раз выражал свое отношение к этому вопросу: такие "названия" не имеют никакого формального или официального значения. Некоторые яркие звезды сохраняют древние традиционные наименования, остальные обозначаются каталожным номером и положением на небе. Те же правила распространяются на звездные скопления и галактики. "Как настоящая любовь и другие замечательные вещи в нашей жизни, красота ночного неба не продается, — резюмирует сообщение IAU. — Наслаждаться ею может каждый и совершенно бесплатно".