Радиация в Подмосковье
Двадцать семь лет назад произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Мир узнал об этом сразу, а вот мы — нет. Про это уже много писалось и говорилось. И не было бы смысла говорить об этом снова, если бы что-то изменилось. Но прошло через почти три десятка лет, люди опять ничего не знают о том, как обстоят дела с их радиационной безопасностью. Потому что те, кто должен был бы об этом позаботиться, не говорят им об этом. Либо ничего не говорят, либо говорят не всё. Трудно даже представить себе такую ситуацию, когда что-то случилось — и вдруг тебе сказали всё: какая опасность, какие последствия, какой риск. Что-нибудь да будет недосказано, что-нибудь — да занижено.
Вот последний пример, буквально вчерашний. На днях специалисты Гринпис проводили дозиметрический анализ в Электростали в Московской области. Там в начале апреля в одном из цехов завода тяжелого машиностроения произошел радиоактивный выброс. Обнаружилось, что в некоторых местах загрязнение доходит до 240 микрорентген в час. Не сказать, чтобы информации об этом не было совсем, но вот по данным местного МЧС и сайта городской администрации дается цифра почти в пять раз меньшая — 54 микрорентгена в час. При этом говорится, что проводились "профилактические" работы с вывозом загрязненного грунта. Но специалист скажет, что это уже не просто профилактика, а работы по ликвидации последствий радиационного выброса. Почему нельзя сообщить об этом жителям?
Другой пример. И тоже в Подмосковье. В селе Поварово, в Солнечногорском районе обнаружили зараженный участок земли — пустырь, образовавшийся на месте слива котельной, которая забирает воду из загрязненного радием источника. В свое время там провели дезактивацию, которая выразилась в том, что место засыпали землей, а местным владельцам земли было рекомендовано "ограничить хозяйственную деятельность до полной дезактивации загрязненной территории" и, по возможности, удалиться на безопасное расстояние.А потом эти участки стали продавать.
Жители стали обращаться в МЧС, в разные другие организации, но выяснилось, что существующая система не позволяет наложить ограничения на использование земли "с последующей покупкой-продажей". И вообще выяснять, заражена ли почва у вас под ногами или вода у вас в стакане, скорее всего лучше самим, поскольку ждать, что кто-то вас предупредит, как и раньше, не стоит.
Поэтому, скорее всего, если, не дай Бог, что-нибудь когда-нибудь случится, все будет по-старому: сначала будет молчание, потом приедут непонятные люди, будут что-то непонятное делать, потом начнутся слухи, потом окажется, что действительно есть радиация и нужно что-то делать. Будет именно так, ведь вместо того, чтобы использовать силы и деньги на то, чтобы позаботиться о людях, все это обильно тратится на то, чтобы держать режим секретности и убеждать всех вокруг, что все хорошо и идет, как планировалось. Вопрос в том, что 27 лет назад мы уже видели, что из этого получается. Потом в 2011 увидели еще раз. Помнится, папа Бильбо Бэггинса говаривал: "Третий раз платит за все". Будем ждать?