Константин Лебедев: Предателем себя не считаю

Фигурант "Болотного дела" Константин Лебедев, пошедший на сделку со следствием и осужденный в четверг к двум с половиной годам колонии-поселения, заявил в интервью журналу "Коммерсант Власть", что не считает себя предателем. "Наверное, подумав о своем политическом имидже, я должен был держаться до последнего, сидеть десять лет, остаться без здоровья и зубов. Может, это было бы правильно", - заметил он. По мнению Лебедева, "идти на рожон сломя голову, получать десятку и все равно никого этим не спасти - ну, это был выбор, который достоин фанатика, но не разумного человека".
Вместе с тем Лебедев добавил, что не давал ни на кого из участников Марша миллионов показаний, "которые могли бы привести к отягощению их участи". "На Леню и Сережу (Развозжаева и Удальцова. - Ред.) - да, но это только наше дело, - добавил он он. - Мы знали, на что идем, и масштаб, который мы себе мыслили, предполагал серьезность последствий".
На вопрос, чем грозят его признания "неустановленным лицам", фигурирующим в деле, Лебедев ответил: "Все неустановленные лица могут жить спокойно. Я четко исполнял досудебное соглашение и сказал следствию все, что его интересовало, но не больше".
По утверждению Лебедева, он никого не оговаривал, а признал "очевидное, именно очевидное". "Я не дурак и понимаю, что им нужен был Удальцов. Я во всем сознался и добился отношения "иди, мальчик, мы тебе по минимуму дадим, ты нам не интересен", - пояснил бывший член РСД.
События на Болотной площади 6 мая 2012 года Лебедев в интервью называет не иначе как "массовыми беспорядками". В то же время, по его словам, именно к подготовке подобных "беспорядков" и сводилась вся его деятельность. "Если откровенно, массовые беспорядки я готовил последние 14 лет своей жизни", - заявил осужденный.
По словам бывшего члена РСД, "человек, который кидает камень в полицейского, - поневоле провокатор, даже если он делает это в честнейшем порыве". "Это я не готовил, за это я раскаиваться не могу, но за это мне придется ответить. Я создал условия для таких событий. У нас не получилась запланированная мирная акция", - заметил он.
Лебедев в очередной раз заявил, что грузинский парламентарий Гиви Таргамадзе давно финансировал его работу. При этом, заметил он, сотрудничество было небезопасным. По утверждению Лебедева, в 2008 году власти Грузии, желая улучшить отношения с Минском, рассказали белорусскому КГБ "обо всех спонсированных ими акциях и сдали всех белорусских оппозиционеров". Тем не менее он продолжил работать с Таргамадзе. "Это были такие возможности... У них есть деньги. Для нас, для левых, это редкость", - пояснил Лебедев такое решение. Предположение журналиста о том, что сотрудничество с такими людьми сомнительно с моральной точки зрения, осужденный отмел. "Всякая копейка на борьбу с режимом священна", - заявил он.
Лебедев посоветовал "всем активистам, которые воспринимают протест не просто как модную тусовку, быть готовыми, что вам, возможно, придется либо долго сидеть в тюрьме, либо даже за взгляды быть убитыми". "Потому что я был к этому не готов", - признался он.
Бывший оппозиционер добавил, что едва ли вернется в политику после освобождения. "Мне не имеет смысла продолжать этим заниматься, потому что ситуация, в которой я оказался самым большим негодяем, устраивает слишком много сторон", - сказал Лебедев.
Ранее стало известно, что Лебедев не намерен обжаловать приговор. "Мы хотели условного срока, но выжали максимально возможное в данной ситуации", - заметил адвокат осужденного Виталий Лавров. Между тем пресс-секретарь Левого фронта Анастасия Удальцова заявила, что Лебедев "оклеветал всех и вышел практически сухим из воды". Она уверена, что через год Лебедев будет освобожден по УДО, а Удальцов и Развозжаев получат "более серьезные сроки", поскольку "на сделку со следствием не пошли и идти не собираются". "Может быть, пять лет, а может быть, восемь", - сказала Удальцова.
Суд над Лебедевым состоялся в понедельник. Обвиняемый пошел на сделку со следствием, поэтому его дело слушалось в особом порядке, то есть без анализа доказательств и допроса свидетелей. Закрытая часть процесса заняла около 20 минут.
Лебедев полностью признал вину, в том числе по таким эпизодам, как подготовка диверсии на Транссибирской магистрали и массовых беспорядков в исправительных колониях пяти регионов Центральной России. Также он назвал подлинной видеозапись беседы российских оппозиционеров с Таргамадзе, продемонстрированную в "Анатомии протеста - 2".
По окончании суда 22 апреля в твиттере помощников Удальцова было опубликовано заявление: "Левый фронт считает, что поведение Константина Лебедева, который оговорил всех узников 6 мая, является подлостью и предательством".
8 апреля Лебедев был исключен из РСД. "Поскольку сведения о сотрудничестве Константина Лебедева со следствием подтвердились, что может создать проблемы для других фигурантов "Болотного дела", центральный совет Российского социалистического движения принял решение исключить Лебедева из организации", - говорилось в сообщении.
Лебедев был арестован 18 октября 2012 года и помещен в СИЗО. Однако 13 февраля 2013-го его перевели под домашний арест. О смягчении Лебедеву меры пресечения ходатайствовало следствие.







