Дата
Автор
Мария Епифанова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Районное правосудие

Никулинский районный суд признал решение Конституционного суда РФ «не имеющими существенного значения» обстоятельствами

Никулинский районный суд признал решение Конституционного суда РФ «не имеющими существенного значения» обстоятельствами

В судебной практике, в отличие от других сфер жизни, вертикаль должна работать четко: решение вышестоящей инстанции обязательно к исполнению. Никулинский суд решил иначе, проигнорировав мнение КС.

Многочисленные нарушения на выборах муниципальных депутатов в Москве, которые прошли одновременно с президентскими 4 марта прошлого года, – для многих не секрет. Депутаты муниципального образования «Проспект Вернадского» до сих пор пытаются добиться восстановления справедливости через суд.

25 января 2012 года прошло очередное заседание местной территориально-избирательной комиссии, которая зарегистрировала 15 кандидатов, по большей части из «Единой России». Точнее, формально ­– самовыдвиженцев: в большинстве московских районов партия власти не выставляла кандидатов, а члены ЕР шли в качестве независимых. По закону, для регистрации кандидата необходимо, чтобы согласились больше половины членов ТИК. В заседании 25 января приняли участие 7 из 12 членов.

– Я высказался против регистрации некоторых кандидатов, – вспоминает Сергей Резников, член ТИК от КПРФ. – У многих были грубые нарушения в собранных подписях ­– например, неправильно указан адрес.

Тем не менее, в финальном протоколе заседания зарегистрированными оказались все кандидаты. Вышло просто: два члены ТИК, отсутствовавших на заседании, предоставили справки о болезни и документы, согласно которым они заочно высказались за регистрацию.

В результате спор из локального превратился в глобальный: а возможно ли в принципе заочное голосование в ТИК? Никулинский районный суд, в который обратился с иском кандидат в депутаты муниципального образования Василий Лабутин, не нашел в этом никакого противоречия с законодательством, руководствуясь принципом «все, что не запрещено – разрешено». Мосгорсуд и Верховный суд впоследствии с коллегами из НИкулинского суда согласились.

Тогда Лабутин обратился за разъяснением в Конституционный суд. В определении, подписанном 5 марта 2013 года председателем КС Валерием Зорькиным, значится: «В случае отсутствия члена избирательной комиссии на заседании комиссии, где проводится голосование, его голос при подсчете голосов не подлежит учету». Тогда, без учета двух «заочников», за регистрацию кандидатов от «Единой России» проголосовали шестеро членов комиссии – то есть, половина. Это значит, что решение было принято незаконно и подлежит аннулированию.

После этого, собрав, казалось бы, все необходимые доказательства, Лабутин отправил в Никулинский суд повторный иск – с требованием признать-таки регистрацию кандидатов незаконной. Однако 22 апреля суд ответил неожиданной формулировкой: «Возникшие после принятия судебного постановления новые обстоятельства не имеют существенного значения для правильного разрешения дела». Фактически – не стоит учитывать мнение КС.

– Любое решение Конституционного суда подлежит исполнению в полном объеме, – говорит Елена Лукьянова, известный юрист-конституционалист, доктор юридических наук, член Общественной палаты.

То же самое прописано в законодательстве. «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами», – гласит 79 статья Федерального закона «О Конституционном суде РФ».

– Они просто творят, что хотят, – комментирует Василий Лабутин решение Никулинского суда.

Теперь у Лабутина есть 15 дней на обжалование в вышестоящей инстанции: в начале мая он собирается обратиться в Мосгорсуд. Перед судьями которого встанет непростой выбор: поставить под сомнение результаты выборов в одном из образований Москвы или грубо нарушить законодательство.