Свобода не выбирать
Дагестан и Ингушетия первыми отказались от прямых выборов глав регионов по рекомендации партии власти
Дагестан и Ингушетия первыми отказались от прямых выборов глав регионов по рекомендации партии власти
Попытка возвращения выборов глав регионов, предпринятая Дмитрием Медведевым, так и не стала полноценной реформой. Сначала закон дополнили поправкой о «муниципальных фильтрах». А 2 апреля Владимир Путин утвердил новую поправку: прямые выборы в конкретном регионе вообще можно отменить. Формально решение о том, кто будет выбирать губернатора – народ или местный парламент – принимает сам субъект федерации. Парламенты Дагестана и Ингушетии уже решили освободить своих граждан от необходимости выбирать и взяли на себя ответственность за назначение нового главы региона.
В обеих кавказских республиках выборы должны пройти 8 сентября нынешнего года, как и в еще семи регионах России – Московской, Владимирской, Магаданской областях, республике Хакасия, Забайкальском и Хабаровском краях и в Чукотском автономном округе. Согласно поправкам, у них есть время до 30 мая, чтобы определиться, каким способом будет выбран новый глава.
Отказ от прямых выборов, по сути, будет означать возвращение к прежней системе. Каждая партия, представленная одновременно в региональном и местном парламенте, предлагает президенту по три кандидата, из которых президент произвольно выбирает троих, приглянувшихся ему больше всех. Из тройки лидеров местный парламент назначает одного губернатором.
Это значит, что право предлагать кандидатов будут иметь всего четыре партии – «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. Правда, им необязательно выбирать кандидатов из своего состава – то есть, теоретически возможно, что региональное отделение «Единой России» из благородства предложит президенту, например, кандидата от «Яблока».
Формально это и было причиной поправок: в субъектах, где много различных этнических групп и малых партий, кандидаты просто не смогут пройти «муниципальный фильтр». А так они могут рассчитывать на покровительство старших товарищей – в лице крупных партий – которые помогут им выдвинуться и предложат их президенту.
Эта идея понравилась федеральным властям больше, чем предложение группы депутатов Госдумы из коммунистов и эсеров просто отменить «муниципальный фильтр».
5 апреля состоялся круглый стол представителей трех платформ «Единой России», на котором обсудили подписанную накануне поправку. По сообщениям некоторых СМИ, «ЕР» рекомендовала региональным отделениям Ингушетии, Дагестана и Чукотского округа отменить прямые выборы. Секретарь генсовета Партии Сергей Неверов информацию о Чукотке опроверг, но подтвердил: в двух кавказских республиках действительно лучше ввести модель, «которая соответствует специфике субъекта».
Ненавязчивую рекомендацию из центра в республиках поспешили исполнить. Теперь многие эксперты предупреждают: Дагестан и Ингушетия – только первые ласточки. Поправка позволит отменить выборы везде, где центр не будет заранее уверен в результатах – благо, повод можно найти всегда.
Мнения экспертов
Ростислав Туровский, вице-президент «Центра политических технологий»:
Федеральный центр сам себя загнал в тупик. Принято решение проводить всенародные выборы – однако это было сделано в условиях неуверенности элит, поэтому после решили немного отыграть назад. То есть, делается шаг, а потом делается множество оговорок, как сейчас: прямые выборы можно отменить.
Я сомневаюсь, что поправки о возможности отмены прямых выборов были введены для кавказских республик. По задумке властей, отмена должна проводиться в самых разных регионах. В первую очередь, там, где слабые губернаторы, но их хотят оставить. Во-вторых, там, где сильны внутриэлитные конфликты, которые могут перерасти в серьезную борьбу на выборах. Эти конфликты власти меньше всего хотят выносить на выборы – их проще решить в кулуарах. Их тех субъектов, где выборы пройдут 8 сентября, сложнее всего для центра ситуация во Владимирской области и Забайкальском крае – а вовсе не в Ингушетии и Дагестане.
Однако власти было необходимо чем-то обосновать эти поправки, показать, что решение продумано. Логичнее всего обосновать его межэтническими конфликтами, которые усложнят ход выборов – соответственно, в первую очередь вспомнили про Северный Кавказ. Хотя конечно, слова о том, что в результате прямых выборов малочисленные партии и этнические группы не смогут преодолеть муниципальный фильтр, – это очень странное объяснение. Муниципальный фильтр – общероссийская проблема, большинство партий не могут его преодолеть.
Я думаю, до 8 сентября больше нигде не отменят прямые выборы. А вот если 8 числа возникнут какие-нибудь сбои, это будет хорошим поводом отменять их дальше.
Энвер Киериев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:
Думаю, эти поправки – еще одна попытка решения так называемой кавказской проблемы. Собственно, выборы губернатора были свернуты после нападения на школу в Беслане – хотя в действительности особой связи между двумя этими событиями не было.
С 2006 года в кавказских республиках стали назначать губернаторов. И управляемость Кавказа хотели сохранить.
В Дагестане значительная часть политического истеблишмента за прямые выборы. Однако вопрос о введение поправок решили так, как хотелось центру: «Единая Россия» провела их через парламент. Коммунисты и «Патриоты России» были против, однако в парламента они в меньшинстве – так что формально демократический процесс соблюден.
В Ингушетии ситуация сложнее: там позиции экс-президента Аушева очень сильны, он пользуется популярностью. Поэтому предварительно провели народный съезд – для дополнительной легитимизации решения.
И в Дагестане, и в Ингушетии действующие главы субъектов формально за всенародные избрание: они не могут прямо говорить, что против выборов – поэтому они как бы подчинились воле парламентов, одновременно сохранив лицо.
Все это делается, чтобы сохранить административно-командное влияние на Кавказ: чтобы главы республик действовали с оглядкой не на народ, а на приказы из Москвы.