Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Суд над Михаилом Аншаковым

Избитый Михаил Аншаков. Фото с сайта ОЗПП

Во вторник, 7 мая, в 14:00 в 417-м участке Пресненского райсуда Москвы продолжится суд над председателем Общества защиты прав потребителей Михаилом Аншаковым. Он обвиняется в клевете на Фонд храма Христа Спасителя. По части 2 статьи 128.1 УК Аншакову грозит штраф до 1 миллиона рублей или обязательные работы на срок до 240 часов. Потерпевшим по делу выступает исполнительный директор фонда Василий Поддевалин.

Согласно обвинительному акту, утвержденному первым зампрокурора Москвы Александром Козловым, клеветой признаны заявления Аншакова в интервью под названием "Изделие освящено. Обмену и возврату не подлежит", которое вышло в "Новой газете" в сентябре 2012 года. В этом интервью глава ОЗПП рассказал, что в ХХС фактически функционирует бизнес-центр, где расположены офисы 15 коммерческих фирм, автомойка, автосервис, шиномонтаж, автостоянка на 305 машиномест, прачечная, столовая и многочисленные павильоны, торгующие ювелирными изделиями, сувенирами и другим ширпотребом.

Первое заседание по делу прошло 29 марта в отсутствие Поддевалина. Аншаков отказался признать себя виновным. После этого выступили трое свидетелей обвинения. Судья Дина Гусакова попросила известить Поддевалина, что, если он не явится на второе заседание, его в соответствии с УПК могут доставить в суд принудительно.

На втором заседании, состоявшемся 10 апреля, Поддевалин заявил, что часть территории храмового комплекса действительно сдается в аренду, а также подтвердил работу коммерческих структур в помещениях храма. Глава фонда заметил, что учредителями одного из предприятий - автомойки "Мытный двор" - являются его дети. Вместе с тем Поддевалин назвал ложью содержащиеся в интервью утверждения, что он "сидел на денежных потоках" и что на пожертвования "фактически построен бизнес-центр".

Аншаков, в свою очередь, зачитал список компаний, арендующих помещения в храме. Всего в списке оказалось 45 фирм, хотя Поддевалин предоставил информацию только о 15. Глава ОЗПП объяснил это тем, что остальные предприятия работают на территории храма неофициально. Также Аншаков рассказал, что в храме ведут коммерческую деятельность представители чеченской, армянской и арабской диаспор. Наконец, он заметил, что детям Поддевалина из фирм, арендующих помещения в храме, помимо автомойки принадлежат компания "Железнодорожные аптеки" и ЧОП "Колокол", хотя охранное агентство сейчас оформлено на других лиц.

Защита Поддевалина ходатайствовала о переносе заседания в связи с неявкой автора интервью журналистки Елены Масюк. Ее вызывали повестками на оба прошедших заседания, однако ни на одно из них она не пришла. Гусакова постановила обеспечить ее принудительный привод. Масюк уже дала свидетельские показания в ходе предварительного дознания в декабре 2012-го, однако стороны потерпевших и прокурор хотят допросить ее также в суде.

Тем не менее Масюк не было и на третьем заседании, прошедшем 17 апреля. Приставы, приехавшие к журналистке, чтобы доставить ее на слушания, заявили, что дверь им никто не открыл. Между тем редакция "Новой газеты" известила судью, что Масюк находится в командировке. В итоге защита Поддевалина отказалась от требования о личной явке журналиста, и судья зачитала ее показания, данные ранее.

Аншаков и его адвокат заявили несколько ходатайств, в том числе о вызове свидетелей защиты и об исключении ряда доказательств как недопустимых. Однако судья удовлетворила только одно - о приобщении к материалам дела выписки из налоговой инспекции о 25 фирмах, работающих в ХХС без договоров аренды.

После этого суд закончил исследование доказательств обвинения и защиты. Однако прокурор попросил не завершать судебное следствие, сославшись на то, что ему нужно время для подготовки дополнений. Гусакова согласилась перенести заседание.

Ранее зампрокурора Козлов пытался привлечь Аншакова за клевету по административной статье, однако 19 октября 2012 года судья 350-го участка Савеловского райсуда оправдал его за отсутствием состава правонарушения. После того как статья о клевете вернулась из КоАП в УК, против общественника завели уголовное дело. Это первое дело о клевете, открытое после возврашения статьи в УК.

В декабре Аншаков был зверски избит.