Красный флаг как символ раздора
Объявление в двух западноукраинских областях 8 и 9 мая днями скорби вызвало возмущение правящей Партии регионов. По мнению представителя этой политической силы, депутата парламента Николая Левченко, все, кто голосовал за такое решение, являются сторонниками нацизма: "Днем скорби можно считать день начала войны. Окончание же войны было позитивно для всего мира, поэтому 8 и 9 мая не могут быть днями скорби, ведь от победы в войне все выиграли, а проигравшая сторона – только зло. Получается, что тот человек, который голосовал за признание этих дней днями скорби, является сторонником фашизма и нацизма, является сторонником проигравшей стороны".
По решению Конституционного суда Украины красное знамя не может использоваться во время официальных мероприятий, поскольку не значится среди государственных символов. Однако закон "Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне" снимает этот запрет 8 и 9 мая. Националисты, апеллируя к решению Конституционного суда, обещают, что никому не позволят поднимать в эти дни красные флаги, а их идеологические противники заявляют, что не собираются изменять своим традициям. Говорит один из лидеров Компартии Украины Александр Голуб: "Что касается акций, то, безусловно, мы их планируем провести, так как это происходит традиционно, с использованием и партийной символики, и красного знамени Победы. Поскольку это святой праздник для очень многих граждан в нашей стране, в том числе и для жителей западных областей Украины, мы, конечно же, готовимся к возможным провокациям, но сами их (националистов) провоцировать не будем".
В 2011 году празднование Дня Победы во Львове переросло в массовые столкновения между националистами и приехавшими в город с красными флагами активистами пророссийских организаций из Одессы и Крыма. В том, что этот сценарий повторится и в этот раз, сомневается львовский политолог Тарас Возняк: "Не думаю, что будут слишком большие эмоции по этому поводу, а два года назад это была конкретная политическая провокация, организованная Партией регионов и ее союзниками. Сейчас нет политической нужды в таких театрализованных представлениях для телевидения. Эта символика, что нацистская, что коммунистическая, не имеет никакого смысла и никакого рационального зерна, которое бы присутствовало в нашем политическом дискурсе. Другое дело – в России, где все время пробуют найти идеологическое обоснование режиму Путина, там и красный флаг к месту, а у нас другая история, иное видение и прошлого, и настоящего, и, думаю, будущего".