Дата
Автор
Илья Карпюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Илья Карпюк: Горсть родной земли


Мосгордума

Правительство Москвы начнет продавать владельцам коммерческих зданий прилегающую к их собственности землю по кадастровой стоимости. Таким образом, владельцы офисов и торговых центров будут владеть не только землей, ограниченной "подошвой" здания, но и окружающими газонами, парковками и тротуарами.

Практика продажи прилегающей к коммерческой недвижимости земли существует по всей России, однако столичная мэрия до недавнего времени крайне негативно относилась к этой идее. Юрий Лужков и его команда боялись, что потеря права собственности на землю лишит администрацию города необходимых рычагов давления на владельцев коммерческой недвижимости. Но с приходом нового мэра ситуация стала постепенно изменяется.

Мэрия не будет передавать землю задаром - бизнесменам придется выкупать ее по кадастровой стоимости, которая в результате последней переоценки выросла примерно в полтора раза.

Федеральный Земельный кодекс устанавливает, что владельцы коммерческой недвижимости имеют преимущественное право выкупа не только земли, на которой расположен их объект, но и прилегающих территорий в границах межевания. При Лужкове Москва продавала бизнесменам только участок по границе здания, остальное - предлагала взять в аренду, причем предполагалось проведение торгов, а стоимость аренды пересматривалась раз в пять лет.

Сейчас же федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту России — городу федерального значения Москве территорий», который вступил в силу в апреле 2013 года, установил новую практику: предпринимателю для выкупа земли достаточно обратиться в Департамент городского имущества, и он без конкурса получит предусмотренные проектом межевания площади.

Пока что мэрия остается крупнейшим собственником земли: на территории «старой Москвы» из 95 тысяч земельных участков около 91 тысячи принадлежат именно правительству города.

Помимо приватизации земли, прилегающей к коммерческой недвижимости, столичная мэрия вплотную приступила к предаче в собственность москвичам не только земли под их домами, но и дворовых территорий.

Сегодня, согласно федеральному законодательству, собственники квартир являются одновременно владельцами и всех помещений общего пользования в многоквартирном доме: лестничных клеток, чердаков, подвалов и т.д. В теории собственникам квартир должна также принадлежать земля под домом, а также придомовая территория - то есть двор. Конституционный суд вынес специальное постановление, в котором прямо указал, что земльный участок под домом переходит в собственность квартировладельцев сразу после того, как у него будут определены четкие границы.

Мэрия Москвы долгое время тормозила процесс межевания городских кварталов - то есть как раз точного определения границ домовладений. Только недавно Департамент земельных ресурсов, а также его преемник Департамент городского имущества, начали форсировать межевание. Причем москвичам предлагается самим выбрать, сколько земли брать в собственность: либо только участок по границе застройки, либо всю придомовую территорию, за которой придется ухаживать, а также выплачивать налог на собственность.

Городу, с одной стороны, спокойней иметь всю землю в своей собственности: это позволяет не слишком беспокоиться за инициативных граждан, которые вечно пытаются использовать двор не по назначению. С другой стороны, передача земли в собственность жителей таит в себе множество плюсов.

Городские чиновники свято верят в то, что только им под силу управлять городским хозяйством и без их труда Москва достаточно быстро провалиться под землю. Однако в таком несложном деле, как благоустройство двора, часто оказывается, что жители намного лучше понимают, что им нужно. Яркий пример - желто-зеленые заборчики, бордюры, скамейки и вообще все, до чего может дотянуться кисть неквалифицированного рабочего.

Москвичи много лет добивались от городских властей того, чтобы подчиненые Департамента ЖКХ и благоустройства перестали красить все подряд в столь раздражающие цвета. Только летом прошлого года удалось выяснить, что заммэра Москвы по благоустройству Петр Бирюков считает, что желтый цвет хорошо воспринимается людьми с ослабленным зрением, а зеленый символизирует единение с природой. Весной 2013 года, впрочем, городские власти пообещали пересмотреть свои эстетические взгляды и перестать красить бордюры в желтый и зеленый.

Вряд ли заместитель мэра лучше жителей двора знает, где делать парковку, а где - газон. Практика показывает, что сотрудники государственных управляющих компаний даже не умеют нормально стричь траву - от излишнего старания она быстро высыхает и вместо янтарно-зеленого цвета радует москвичей бледно-желтым.

Ну и, несомненно, порадуется передаче земли в собственность простых москвичей и бизнесменов Департамент финансов Москвы: налог на недвижимость достаточно просто собирать, а лишние деньги в бюджете никогда не мешают.

Другое дело, что мэрии придется полностью изменить стиль своей работы. При Лужкове мэрия владела практически всей землей, и по факту градоначальник был хозяином города. Собянин, похоже, готов отказаться от этой роли и заниматься тем, чем обычно мэры, в отличии от феодалов, и занимаются - управлять городским хозяйством.