Алан Дзагоев как зеркало российского футбольного погрома
Мне кажется, что мы все как-то увлеклись разговорами о том, что надо отделять мух от котлет. Дескать, есть футбол и футболисты, главная задача которых – играть и радовать нас результатом, а есть фанаты, которые только и делают, что устраивают козни большому футболу: то петарду кинут, то ещё каким образом матч сорвут. Это если и не антагонисты (всё-таки одни без других невозможны, хотя тут есть о чём поспорить), то действующие лица футбольного процесса, которые решают совершенно разные задачи.
И временами я даже был готов если и не согласиться с теми, кто говорит, что клубы несправедливо штрафуются и страдают из-за болельщиков, которыми управлять невозможно, то по крайней мере признать такую позицию логичной. Мол, стараются футболисты, играют, а вот с «быдлофанатами» им не повезло.
Однако глядя на красноречивые жесты Широкова, на плюющегося в соперников, словно обезьянка в зоопарке, Георгия Чантурия и особенно на то, каким образом один из лидеров ЦСКА Алан Дзагоев отпраздновал чемпионство своего клуба, становится понятно: масса эта – игроки и фанаты – очень даже едина. Можно даже сказать, в чём-то однородна.
Алан не раз становился героем многочисленных скандалов, но это были скандалы, скажем так, внутрифутбольные: то со своим тренером публично попререкается, то руками не по делу на поле помашет. Теперь же он выдал нечто выходящее за рамки чисто футбольного стайла: под радостное улюлюканье толпы, раздавая автографы, завёл кричалку с хорошо известным для многих текстом: «Раз, два, три! «Зенитушка», соси!»
Мой приятель, комментатор НТВ+ Нобель Арустамян убеждает меня, что не надо так уж строго судить молодого футболиста: мол, мальчишка ещё, не набрался ума-разума. Дескать, и более взрослые футболисты иногда подпадали под этот ажиотаж в толпе, как, например, когда-то Андрей Тихонов, распевавший с трибунами «ЦСКА – команда гондонов…»
Но на мой взгляд, ни возраст, ни окружение в толпе не могут служить оправданием. Потому что есть одно давно известное правило: сначала ты заигрываешь с толпой – потом, рано или поздно, эта толпа порвёт. Поэтому заводишь толпу непотребством или нецензурщиной – будь готов к тому, что завтра в тебя с этих трибун много чего произнесено будет и много чего полетит. Потому что ты – в каком-то смысле образчик для подражания, потому что ты кумир. И если кумиру позволительно так себя вести, о чём мы тогда вообще говорим.
Думающая, рефлексирующая часть болельщиков считает нормальным осуждать хоккейного голкипера Илью Брызгалова, которому вдруг пришло в голову не к четвертьфиналу с американцами готовиться, а давать интервью с оправданиями сталинского режима. Но при этом почему-то та же часть аудитории не вскипает тем же благородным гневом, когда уличную толпу заводят вот такие красавцы-спортсмены. Мы презрительно отворачиваемся, фыркаем, делаем вид, будто это нас не касается. А потом понять не сможем, откуда эти толпы хулиганов, толпы отморозков и, не дай бог, толпы погромщиков.