Илья Карпюк: Приказано освоить бюджет

Владимир Путин и Дмитрий Медведев на съезде партии «Единая Россия». пресс-служба президента РФ Президент России Владимир Путин поручил главе правительства Дмитрию Медведеву за две недели — то есть к 7 июня — разработать и утвердить план деятельности всех федеральных органов исполнительной власти на ближайшие пять лет. «Обеспечьте учет в планах деятельности федеральных органов исполнительной власти мероприятий, направленных на решение задач, поставленных в указах президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года индикаторов и показателей, характеризующих их выполнение, на ближайшие 5 лет с разбивкой по годам», — говорится в документе.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, на заседании кабинета рассказал министрам, что устал
«слушать тоскливую песню» про медленное освоение бюджета ведомствами. Министерствам, которые расходуют деньги слишком мало и слишком медленно, премьер пообещал устроить «разбор полетов». В частности, Медведев обратил внимание на доклад министра финансов Антона Силуанова, в котором говорилось о медленном освоении средств. «Я на заседаниях правительства сижу с 2000 года и каждый год эту тоскливую песню слушаю. С чем это связано?» — спросил Медведев.
Министр финансов в ответ пояснил, что основная проблема заключается в том, что министерства и ведомства слишком поздно заключают договоры с «субъектами бюджетного планирования», а также не в срок проводят конкурсы на инвестиционные расходы.
Антон Силуанов также пожаловался на то, что российские органы исполнительной власти практически не занимаются долгосрочным планированием в рамках трехлетнего бюджета. Так, на сегодняшний день, на 2014 год распределено лишь 9,9% бюджета, а на 2015 — вовсе 8,9%. Медведев жестко отреагировал на информацию главы Минфина. «Давайте проведем совещание, позовем ведомства, которые находятся в наиболее сложном положении, у которых наибольшее количество договоров, которые не заключены, или заключены, но не на трехлетний срок. И проведем разбор полетов», — пригрозил премьер.
Глава кабинета уверен, что у министров должна быть персональная ответственность за неритмичное освоение бюджетных средств. «Последствия должны быть для руководителей соответствующих структур. Потому что неритмичность в освоении денежных средств в конечном счете ведет к неисполнению обязательств. А это безобразие», — заявил он.
Президент Путин, напомним, 7 мая, в годовщину подписания «майских указов», также обращал внимание на то, что деньги, которые выделены на исполнение его распоряжений, не слишком активно расходуются. Президент тогда, правда, обращал внимание не на федеральные ведомства, а на регионы. Он обвинил местные власти в перераспределении денег «для красивой отчетности». Регионы в 2013 году, по словам президента, уже получили 192 миллиарда рублей на финансирование исполнения его предвыборных обещаний, однако раскассировано — то есть получено — на момент совещания было только 17 миллиардов. Владимир Путин заявил, что подобная практика угрожает дискредитировать всю систему российской власти.
Беспокойство Владимира Путина за свои обещания можно понять. Благодаря интернету и поиску по новостным сайтам сегодня любой россиянин может вспомнить, что президент обещал нации в начале 2000-х годов и поразиться тому, как много лет уходит у главы государства на борьбу с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Перед президентскими выборами 2012 года достаточно конкретные обещания Владимира Путина были оформлены в ряде газетных статей. Это настолько сильно запомнилось россиянам, что Администрации президента приходится заниматься этими обещаниями даже через год после того, как они были даны.
А вот способов контроля за исполнением поручений у президента, как оказывается, не слишком много. Формально он, конечно, может отправить в отставку любого министра и даже распустить все правительство, однако если такой шаг и будет предпринят, то причиной его будет явно не задержка и исполнением нескольких поручений.
В реальности в подчинении президента существует Главное контрольное управление — Владимир Путин сам его возглавлял больше года в 1997-1998 гг. Оно и призвано считать, проверять, смотреть и подстегивать неторопливые министерства. Вот только методология нахождения нарушений в российской чиновничьей среде довольно странная.
Всякий российский чиновник знает, что самый главный критерий, по которому определяется эффективность работы ведомства — освоение средств. Если перевести на бытовой уровень, то чиновник, который дал своему ребенку 10 тысяч рублей на покупку телефона, будет ругать свое чадо, если израсходовано будет меньше выделенной суммы, а если поступит запрос на увеличение бюджета покупки, то поторгуется, но денег даст.
Такую схему траты сложно понять простому человеку, который строит семейный бюджет совершенно наоборот, исходя из экономии денег. Однако чиновники не просто так живут с такой системой ценностей. Ведомство, которое получило бюджет, боится израсходовать слишком мало потому что в следующем году финансирование ровно на сэкономленную сумму и урежут. Ведомство, которое деньги выделяет, часто не в состоянии контролировать то, на что они идут, а значит контролирует хотя бы то, что они идут хоть куда-то.
Именно поэтому даже если удается где-то выгадать, сэкономленные деньги срочно на что-то тратятся. Именно поэтому к концу каждого года государственные ведомства пытаются потратить все то, что было сэкономлено за все предыдущие месяцы.
Пока, несмотря на робкие попытки изменить ментальность российских чиновников, бюрократы продолжают жить в мире с перевернутой системой ценностей. Неудивительно что руководители страны, когда хотят заставить подчиненных работать, приказывают им не строить, например, дорогу, а осваивать бюджет на строительство, например, дороги. Отсюда и дороги в стране соответствующие.