"С арестом Амирова закончилась эра беззакония и беспредела в Дагестане"
Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсант Мэр Махачкалы Саид Амиров будет находиться под арестом до августа. За это время следствие должно собрать улики, доказывающие вину градоначальника в убийстве Арсена Гаджибекова, высокопоставленного следователя (расстрелян в декабре 2011 года).
Горадминистрация Махачкалы обратилась к Владимиру Путину с просьбой взять под личный контроль уголовное дело. В обращении, в частности, говорится, что СМИ уже сделали Амирова виновным, игнорируя презумпцию невиновности, и теперь будет "трудно рассчитывать на объективность следственных действий и всего расследования в целом". Пресс-служба администрации распространила сообщение, что мэра задержали для того, чтобы сорвать его выдвижение на пост президента Дагестана. Городские власти попросили Путина также изменить Амирову меру пресечения — подписку о невыезде. Сам мэр сейчас находится в СИЗО "Лефортово". Защищать его права взялся адвокат Марк Крутер, известный тем, что вел дела вора в законе Вячеслава Иванькова (более известного как Япончик).
Кроме Амирова, по делу об убийстве следователя проходит его племянник Юсуп Джапаров (заместитель мэра Каспийска). По словам источника PublicPost в дагестанском МВД, также по делу проходит еще двенадцать человек — чиновники из махачкалинской администрации, сотрудники МВД и Следственного комитета республики. Как рассказал источник, на Амирова и его команду указал лидер так называемой "махачкалинской группы" боевиков Сиражудин Гучучалиев, который был пойман в ходе спецоперации 1 июня (в этот же день был задержан племянник Амирова, на следующий день и сам мэр).
Другой свидетель по делу махачкалинского мэра — Магомед Абдулгалимов, предполагаемый наркоторговец, бывший работник прокуратуры — пытался покончить с собой в пятигорском СИЗО. Его нашли висящим в камере на петле из связанных простыней, но сумели привести в чувство, рассказал PublicPost источник в дагестанском МВД: "Абдулгалимов, кроме наркоторговли, также обвиняется в организации убийства следователя. Он активно сотрудничает со следствием по данному делу, а после попытки самоубийства его этапировали в Москву. Кстати, есть подозрение, что это было не самоубийство".
Председатель городского собрания депутатов Махачкалы Магомед Магомедов сказал PublicPost, что не верит тем обвинениям, которые предъявлены мэру дагестанской столицы: "Его непререкаемый авторитет, его влияние, возможно, кому-то очень сильно мешали. Думаю, имели место и другие моменты, например, связанные с выборными делами. Но я никогда не замечал, чтобы Саид Амиров рвался в кресло президента Дагестана — помню, когда я его спросил лично, будет ли он баллотироваться, он ответил, что есть президент России, как он решит, так и будет. Больше ничего от него я не слышал по этому поводу. Обвинениям, в которых его подозревают, я не верю. Он человек, который всегда был в работе, у него времени не хватало, чтобы даже поесть. Я с ним много лет проработал, и даже мысли не допускаю, что он может быть виновен. От него грубого слова никогда не слышал, он даже голос не поднимал ни на кого. Его задерживали очень грубо, я бы сказал, устроили какое-то маски-шоу. Почему его нельзя было просто вызвать на допрос? Он бы пришел сам, он ни от кого не скрывался, он для любого человека доступен был. Даже в суде, где ему избирали меру пресечения, он спокойно сказал, что готов ответить за каждое действие, за сказанное слово".
Известный в Дагестане правозащитник Исалмагомед Набиев сказал PublicPost, что задержание Амирова, возможно, санкционировал Владимир Путин: "С арестом Амирова, считаю, закончилась эра беззакония и беспредела в Дагестане. Ко всему, что сейчас происходит вокруг этого дела, предполагаю, имеет отношение Владимир Путин. Почему-то я в этом даже уверен. Думаю, что за несколько дней до задержания Амирова президент Дагестана Рамазан Абдулатипов встретился с Путиным и обрисовал ситуацию в республике, т. е. сказал, что не может работать с этими князьями дагестанскими. Вы посмотрите, что даже в интернете пишут дагестанцы. Они рады не столько задержанию Амирова, сколько тому, что появилась твердая надежда в том, что ситуация в республике будет меняться к лучшему. Арест Амирова — это ведь своего рода сигнал и другим одиозным дагестанским чиновникам, особенно чиновникам, за которыми стоят сильные кланы".
Дагестанское руководство пока осторожно комментирует задержание Амирова. Пресс-секретарь Рамазана Абдулатипова Магомедбек Ахмедов на вопрос о причинах задержания ответил только, что "наверное, правоохранительные органы имеют к нему какие-то претензии".
Амиров более 14 лет является бессменным мэром Махачкалы, возглавляет городское отделение "Единой России". На него покушались 15 раз (после одного из первых покушений Амиров получил повреждение позвоночника и пересел в инвалидное кресло, тогда его в народе прозвали Рузвельтом).
59-летний мэр имеет самые разнообразные награды: орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, орден "За заслуги перед Республикой Дагестан", орден Преподобного Серафима Саровского II степени Русской православной церкви, медаль "За сотрудничество с ФСБ РФ". Одна из последних наград мэра — диплом за первое место в конкурсе муниципальных образований РФ: в Госдуме Амирова наградили как лучшего главу муниципального образования.
Тем временем дагестанские блогеры тиражируют старую статью из "Новой газеты" (№10 от 12 февраля 2001 г.) "Почему Рузвельт — кровавый?", в которой намекают, что мэр даже во время Советского Союза мог расхищать госимущество: "На протяжении 70-80-х годов Саид Амиров работал заготовителем и директором заготконтор в Калмыкии и Дагестане. И что странно: нередко его рабочие места возгорались. Горели склады с готовой продукцией, документация..." Также блогеры активно обсуждают запись из блога журналистки Елизаветы Александровой-Зориной. В посте под названием "Саид Амиров: кровавый Рузвельт" журналистка приводит письмо знакомого из Махачкалы. Анонимный автор приписывает Амирову, в частности, политические убийства и коррупционные преступления: "В Дагестане всем известно, что для обеспечения своей безраздельной власти Амиров не привык останавливаться ни перед чем, включая физическую ликвидацию своих оппонентов и конкурентов".