Впервые в России улица получит имя убитого журналиста Ларисы Юдиной
7 июня в Москве и Элисте прошли акции памяти Ларисы Юдиной — главного редактора газеты «Советсвкая Калмыкия сегодня» и лидера Калмыцкого «Яблока» в связи с пятнадцатой годовщиной ее зверского убийства. Этот печальный юбилей стал поводом снова напомнить: заказчики этого преступления остаются на свободе. До сих пор не расследована возможная причастность к убийству бывшего президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. В «Яблоке» по-прежнему не сомневаются — за смертью Ларисы Юдиной стоит именно он.
Главный редактор газеты «Советская Калмыкия сегодня» Лариса Юдина была убита 7 июня 1998 года. В этот день по предварительной договоренности она вышла на встречу с представителем компании «Арис» (Агентство развития и сотрудничества, включало несколько тысяч фирм оффшорной зоны, которой стала Калмыкия при Илюмжинове). Во время встречи ей должны были передать документы, в которых содержалась информация о коррупции в республике. После этой встречи Ларису Юдину живой больше не видели.
Труп журналистки нашли в пруду. На нем были многочисленные ножевые ранения, череп был проломлен. На следующий год перед судом предстали убийцы, один из которых был помощником Илюмжинова по правовым вопросам.
В Элисте акция памяти покойной прошла в парке «Дружба» на площади Победы. На траурном митинге выступали коллеги Ларисы Юдиной по газете и партии, гражданские активисты и общественные деятели республики. На митинг специально прилетел лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
«Режим Илюмжинова - одно из самых уродливых явлений в политической истории России, представляющее собой отвратительное соединение авторитаризма, коррупции и криминала. Борьба с этим режимом в 1998 году стоила жизни нашей коллеге Ларисе Юдиной», - сказал Митрохин, выступая на митинге. Он не сомневается, что заказчики этого преступления до сих пор не найдены именно потому, что «Илюмжинов установил тотальный контроль над правоохранительной системой Калмыкии и имеет связи в высших эшелонах власти России».
В Москве мероприятие носило театрализованный характер. «Яблочники» установили перед входом в постпредство Калмыкии в столице стол с шахматной доской и два стула. На один из них активисты поставили портрет Ларисы Юдиной. Со стороны журналистки был сделан стандартный ход белыми фигурами е2-е4. «Яблоко» приглашает президента ФИДЕ Илюмжинова ответить», - пояснила суть акции одна из ее участниц Галина Михалева, член федерального бюро «Яблока».
«Это преступление не имеет срока давности. Мы будем напоминать о нем до тех пор, пока все виновные не понесут наказание», - говорит Сергей Митрохин. И правда, пока заказчики не найдены и не привлечены к ответственности, наделенные властью преступники и коррупционеры по всей стране знают, что могут физически ликвидировать своих оппонентов и оставаться безнаказанными.
Пресс-служба «Яблока»
Рассказывает АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ , председатель «Фонда защиты гласности»:
Лариса Алексеевна появилась в «Фонде защиты гласности», когда у нее возникли первые неразрешимые конфликты с тамошней властью.
Это было всего за полтора года до тех трагических событий. А они разворачивались очень быстро.
Единственно поддерживающей ее силой был местный прокурор. Он пытался в отношении нее соблюсти то, что принято называть законом. Закон, конечно, не работал – это понятно. Но какие-то уж очень грязные технологии он ухитрялся купировать, апеллируя к тому закону, которым он руководствовался. Не могу сказать, чтобы это было наглядное следование закону, но он старался не допускать слишком уж криминальных нарушений.
Что делали мы? Режим тогда еще был не путинский, а ельцинский. И была реакция на выступления СМИ и правозащитников. Правда, реакция любого начальства – спустить письмо тем, на кого жалуются. Технология общеизвестная, всеми любимая и беспроигрышная.
Последние полгода в поисках средств продолжения работы она металась между Союзом журналистов, «Яблоком» и «Фондом защиты гласности». «Яблоко» согласилось ей помочь, сделав ее своим представителем в калмыки.
Но все попытки помочь маленькой провинциальной газете, у которой есть большой государственный враг, не увенчались успехом.
Перед гибелью Юдиной в Калмыкии разворачивались какие-то очередные аферы, и лишний глаз, находящийся на подведомственной территории, пугал власти.
После такого криминального финала, следователь сказал нам, что при работающей программе защиты свидетелей, заказчиков бы нашли. Но их так и не нашли.
К 15-летней годовщине тех событий мы во второй раз написали заявление и, вроде бы, договорились, что улица в районе новостроек в Элисте будет носить ее имя.