Власть, бизнес и общество
История, о которой поведаю ниже, сейчас происходит в небольшом городе Кирове, но модель взаимоотношений между сторонами, как мне кажется, очень типична и легко масштабируется, т. е. происходит в сотнях и тысячах ситуациях, схожих с этой, по всей стране.
В чем суть. Вятская торгово-промышленная палата, очень уважаемая и влиятельная в регионе общественная организация, задумалась о своем расширении еще лет так 7-8 назад. И решила построить бизнес-центр, где она могла бы разместиться сама и принимать гостей.
Сделали заявку в мэрию на предоставление земельного участка и, получив несколько вариантов, остановились на одном, расположенном в центральной части города на месте небольшого сквера, который совсем зачах из-за невнимания городских властей.
Палата рассчитывала получить деньги от Москвы на строительство бизнес-центра, но из-за провинциальной волокиты москвичи отказались от участия в этом проекте. Пришлось искать нового инвестора. И выбор пал на крупную региональную строительную компанию. Руководитель стройкомпании подошел к проекту как к возможности быстро и много заработать и, исходя из этого, предложил некий инвестиционный проект стоимостью 1,5-2 млрд рублей.
И вот тут-то как раз конфликт и разгорелся.
В конфликте три стороны, и они, как в басне, каждый тянет в свою сторону.
Первая сторона — муниципальная власть. Ее поведение в этом конфликте самое отвратительное. Как только на горизонте замаячили инвестиционные миллиарды, она сразу постаралась отобрать у ВТПП тот земельный участок, который сама несколько лет назад предоставила этой организации в аренду. Почему и зачем?
Да в общем все просто. Отобрав у общественной организации землю, мэрия выставит ее на торги и ее, конечно же, купит тот же самый инвестор. Такое уже не раз бывало. Бюджет получает деньги, а застройщик — землю. Вроде все правильно.
Но дело в том, что в период строительства обязательно появятся некоторые изменения в проекте, и уже вместо здания общественного назначения может появиться, например, жилая многоэтажка или торговый центр — такое тоже не раз бывало. А теперь сами предположите, на сколько лямов потянет разрешительная подпись чиновника, которая вместо расходов принесет застройщику дополнительную прибыль?
В этой схеме ВТПП — лишнее звено, и от него надо избавиться, т. е. лишить права на аренду земельного участка. Что и происходит сейчас.
Теперь понятно, куда тянет муниципальная власть и как сильно замотивирована местная муниципальная верхушка.
При таком раскладе, конечно, наплевать и на людей, и на будущие городские проблемы, которые обязательно возникнут.
Вторая сторона. Бизнес. Тут все еще проще. Зная не понаслышке о продажности власти и не имея возможности выстраивать свой бизнес с перспективой хотя бы на пять лет (черт его знает, что будет вообще через год), бизнес занимает чисто рваческую позицию — главное, прибыль сейчас, а после нас хоть потоп. Поэтому понимая, что если на этом месте посадить вместо запланированных зданий общественного значения ряд жилых многоэтажек, и тогда в этом месте гарантировано формируется транспортная пробка, которая фактически закупорит главные артерии города, бизнес все равно тянет в своем направлении — прибыль важнее. Поэтому бизнес, "заручившись" не бескорыстной поддержкой власти, планирует реализовать проект и отбить вложенные "бабки".
Третья сторона. Люди, о которых, в общем-то, уже практически две другие стороны позабыли. Их позиция тоже незатейлива — раз власть продажна, а предприниматели жулики, поэтому вообще лучше ничего не строить, так как от любых таких действий становится только хуже. Пусть останется сквер — хотя и деревьев там осталось пара десятков и гуляет там полтора человека с собакой. И в такой не самой лучшей позиции уже нет места компромиссам. Категорическое НЕТ любым попыткам что-либо изменить или поменять. У этой стороны свой резон и своя логика и свое направление, куда она и тянет.
Очень ярко такая модель взаимоотношений — "лебедь, рак и щука" — проявилась на общественных слушаниях, которые прошли 13 июня в Кирове в Общественной палате и посвящены были обсуждению именно этой проблемы. Посмотрите на лица и почувствуйте накал страстей.

Общество.

Бизнес.

Депутат.
И пока каждая из сторон стоит на своем. Чиновники потирают руки в предвкушении хорошего куша, бизнес планирует при реализации проекта рост собственной прибыли, а люди разбивают палатки и думают о голодовке, чтобы помешать и тем и другим. Дело пока не дошло до силового взаимодействия, но уже очень горячо.
В заключение я бы добавил. Баснописец Крылов выводит мораль "а воз и ныне там". Но глядя на эту ситуацию и проецируя ее на всю страну, видно — эти разновекторные силы настолько мощны и разнонаправлены, что они действуют прямо на разрыв. И при дальнейшем развитии ситуации разрываться на части будет Россия, как страна, как государство, как территория. Такое давление просто невозможно выдержать.
А тут еще и запал к этой "бомбе" прикрутили в виде общенародного фронта "Мы за Россию", который обязательно поделит всех людей на "наших" и не наших, на "красных и белых", на "своих и чужих".
Свои, в лице чиновников и представителей бизнеса, конечно, окажутся в рядах нового фронта, а чужие, те, кто останется за флажками, будут пополнять ряды защитников, видимо, другой России.
Как говорится — "Родина в опасности".
Если все вышесказанное — фантазии и вымыслы, то можно расслабиться и подождать, когда кировские муниципальные чиновники, вспомнив о своем предназначении и умерив свои меркантильные нужды, решат вопрос в интересах города и всех нас — его жителей. Но, вспоминая сумму инвестиций, понимаешь, насколько такой вариант маловероятен.
А если модель рабочая, то громыхнет. И громыхнет очень громко, в любом месте и в любое время.