Скандал в Богемии
На этой неделе сотрудники чешского Управления по борьбе с организованной преступностью задержали восемь высокопоставленных бывших и действующих чиновников из окружения премьер-министра Петра Нечаса. Среди них – глава аппарата премьера Яна Нáдьова, которую чешские СМИ уже открыто называют не просто сотрудницей, но и близкой подругой Нечаса. Судя по материалам следствия – а без утечек тут не обошлось, – масштабы политического влияния этой дамы были колоссальны. Исключительность нынешнего скандала – в том, что в нем тесно переплелись политика, коррупция и личные отношения. А также в том, что он ставит под вопрос само дальнейшее функционирование чешской демократии в ее нынешнем виде.
Яна Надьова начала свою карьеру в начале 90-х бухгалтером в небольшой фирме в окрестностях Карловых Вар. Позднее, однако, ей удалось стать помощницей одного из сенаторов и обзавестись связями среди чешских политиков. Одним из них был Петр Нечас, перспективный член руководства правоцентристской Гражданской демократической партии (ГДП), которая после восьмилетнего перерыва вернулась к власти в Чехии в 2006 году. После очередных выборов летом 2010 года Нечас оказался во главе коалиционного правительства, которое, кроме ГДП, сформировали еще две партии. Надьова возглавила аппарат нового премьера. О том, что именно происходило потом между этими двумя людьми, предоставим спекулировать бульварной прессе. Но данные следствия, уже преданные огласке, сводятся к тому, что в конце прошлого года Яна Надьова организовала слежку за супругой премьера. Причем помогли ей в этом руководители военной разведки, генералы Паленик и Кованда (оба они, как и Надьова, сейчас под арестом). Если эти данные подтвердятся, речь идет о гротескной ситуации: руководители спецслужбы выполняют распоряжения чиновницы, которая ни по рангу, ни по полномочиям не имеет права что-либо им приказывать. По предварительным данным, об этой деятельности Яны Надьовой премьер не знал.
Шеф Управления по борьбе с организованной преступностью Роберт Шлахта сообщил на пресс-конференции в пятницу, что в ходе обысков полиция изъяла около 150 миллионов крон (примерно $7,5 млн) и несколько килограммов золота. Правда, Шлахта отказался уточнить, где именно и у кого были конфискованы эти ценности. Более того, пока не задержаны и не обвинены предприниматели-мультимиллионеры Роман Яначек и Иво Риттиг, чьи имена часто упоминаются в связи с этой аферой. Зато под арестом оказались трое бывших депутатов от ГДП, которые в прошлом году вступили в конфликт с Петром Нечасом, угрожая голосовать против правительства в вопросе о налоговой реформе – это могло бы привести к падению кабинета. Через какое-то время "бунтари" вдруг добровольно сложили депутатские полномочия, а еще позднее оказались в роли членов наблюдательных советов нескольких фирм с государственным участием. Как отмечает чешская пресса, речь шла о так называемых "трафиках" – выгодных с финансовой точки зрения и не требующих больших усилий должностях, полученных в обмен на политические услуги. Яна Надьова, по данным Aktuálně.cz, играла главную роль при заключении договоренности с депутатами-"бунтарями".
Характерно, что в ходе дебатов, развернувшихся в парламенте Чехии после полицейской операции, премьер Нечас и его союзники пытались оправдать подобного рода сделки как часть нормальной политической практики. Следствие, однако, рассматривает их как форму коррупции. Кроме того, проверки и обыски, проведенные в министерстве обороны, магистрате Праги и в офисе государственной компании "Леса Чешской республики", позволяют говорить о том, что число как обвиняемых, так и обвинений может возрасти: правоохранительные органы интересуются деталями размещения ряда госзаказов в 2009–2012 годах. Сами следователи намекают на то, что нынешняя беспрецедентная операция – лишь первая часть расследования, которое может до неузнаваемости изменить чешскую политическую сцену.
Парадоксально, но именно правительство Нечаса предприняло шаги к тому, чтобы очистить правоохранительные органы от коррупционеров, и это считается одним из немногих политических успехов нынешнего кабинета. Сам Петр Нечас шел к власти с антикоррупционной программой и даже приобрел в своей партии слегка насмешливое прозвище "пан Чистый". Одним из главных вопросов поэтому остается, в какой мере премьер был осведомлен о махинациях своего ближайшего окружения. Однако оппозиция, прежде всего крупнейшая парламентская партия – социал-демократы (ЧСДП), заявляет, что уже предъявленных обвинений вполне достаточно для того, чтобы глава кабинета немедленно подал в отставку. По словам заместителя председателя ЧСДП Михала Гашека, урон, нанесенный аферой Яны Надьовой военной разведке, таков, что теперь союзники по НАТО "не захотят поделиться с этой службой даже прогнозом погоды, не говоря о более тайных вещах". Тем не менее у оппозиции пока нет достаточного числа депутатских голосов для самороспуска нижней палаты, что привело бы к досрочным парламентским выборам. Судя по опросам общественного мнения, левые могли бы победить на них с большим перевесом.
Это, однако, уже детали. Нынешний скандал, вне зависимости от того, какие новые подробности о коррупции и закулисных сделках он еще принесет, неизбежно повлияет на политическую систему Чехии. Для партии Нечаса, гражданских демократов, этот удар может оказаться роковым. Для левой оппозиции, пережившей в прошлом году свою громкую коррупционную аферу – арест одного из социал-демократических лидеров, Давида Рата, он может стать трамплином к власти. Для президента Земана, известного своими авторитарными наклонностями, – подарком судьбы, усиливающим его позиции как верховного политического арбитра. А для общества – поводом задуматься над тем, почему нынешняя система власти не в состоянии справиться с воровством и клиентелизмом политиков, чиновников и связанных с ними бизнесменов.
P.S. В воскресенье поздно вечером Петр Нечас заявил об уходе в отставку.