Сноуден, захотевший остаться в Москве, никак не подаст документы на предоставление убежища
Бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден, в минувшую пятницу на встрече с правозащитниками в "Шереметьево" объявивший о желании остаться в России, пока так и не связался с уполномоченными органами для подачи прошения об убежище. В момент неопределенности будущего "разоблачителя" его сторонники продолжают психологическую атаку на главных в настоящий момент его противников - власти США.
"Никакие документы от него в органы ФМС пока по-прежнему не поступали", - сообщила ИТАР-ТАСС в понедельник представитель Федеральной миграционной службы Залина Корнилова. Если такое обращение поступит, его рассмотрят в установленном законом порядке, добавила собеседница агентства.
При этом эксперты отмечают, что Сноуден законодательно не ограничен временными рамками с подачей заявления на прошение о политическом убежище в России, сообщает РИА "Новости".
- Сноудену предлагают выдать Нобелевскую премию - в противовес Обаме
- Западная пресса о деле Сноудена: погоня за призраком не должна затмить сути разоблачений
Согласно приказу ФМС РФ от 2007 года, ходатайство о предоставлении политического убежища подается заявителем лично в течении семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих лицу вернуться в страну, гражданином которой он является, либо в страну своего обычного места жительства.
"Сноуден не находится на территории России, он остается в транзитной зоне. Таким образом, на него распространяется вторая часть положения - "с момента возникновения обстоятельств". В заявлении о просьбе дать политическое убежище можно поставить любую дату и сказать, что она была именно этим моментом. Сноуден по времени не ограничен и может обратиться в ФМС хоть через месяц, хоть через два", - считает адвокат Владимир Жеребенков. Он отметил, что само по себе желание получить политубежище не является основанием для его получения.
После подачи прошения заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации. Если ходатайство принято к рассмотрению, заявителю выдается справка о его законном пребывании на территории страны, гласит приказ. ФМС России также запрашивает заключение МИД, МВД и ФСБ о возможности предоставить иностранцу политическое убежище. Срок рассмотрения в каждом из этих ведомств не должен превышать одного месяца. Затем все собранные документы направляются главе государства, который и принимает решение об убежище.
О готовности помочь американцу избежать суда и последующего пожизненного заключения, если не смертной казни, на родине представители российской власти уже намекали. Так, спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил: "Мы просто не имеем права этого (казни) допустить... Россия должна предоставить Сноудену политическое или временное убежище". Пресс-секретарь президента Сергей Песков высказался на этот счет менее конкретно, но вероятности помощи Сноудену также не исключил: "Сноуден гипотетически мог бы остаться в России".
При этом официальный представитель Владимира Путина назвал два основных условия предоставления Сноудену убежища. Первое - официально об этом попросить. Второе - полностью отказаться от антиамериканской деятельности, то есть, более не публиковать компрометирующие спецслужбы США документы.
Сноуден может раскрыть схемы работы АНБ
Последнее - как раз главный козырь в руках американца, в ожидании решения своей судьбы продолжающего прятаться где-то в транзитной зоне столичного аэропорта. Сам Сноуден продолжает хранить молчание и не идет на контакты с внешним миром (встреча с правозащитниками стала исключением, и то американец отказался даже сфотографироваться вместе с юристами и не стал давать комментарии для СМИ). Его сторонники тем временем этот козырь активно используют, угрожая американским властям.
Достаточно одной минуты, чтобы погубить США, заявил в минувшие выходные журналист The Guardian Гленн Гринвальд, первым опубликовавший "утечку" о слежке АНБ за простыми и не очень гражданами по всему миру.
В беседе с корреспондентом AP Гринвальд подчеркнул, что в распоряжении Сноудена имеются "тысячи документов", содержащих сведения о принципах работы АНБ. По словам журналиста, подобными документами, в которых отражены непосредственные схемы функционирования спецслужбы, чуть ли не инструкции, Сноуден разжился для того, чтобы иметь возможность доказать свои слова. В качестве подтверждения, что за людьми действительно следят, он был готов продемонстрировать детальные схемы работы АНБ.
"Я думаю, для США это будет губительно, если детали будут обнародованы", - отметил Гринвальд. Он при этом поспешил заверить общественность - и власти США в первую очередь - что Сноуден ничуть не расстроен своим нынешним положением и сохраняет силу духа.
"Я не заметил ни капли отчаяния, сожаления или беспокойства в нем... Конечно, он напряжен, озабочен обеспечением собственной безопасности. Но, понимая, что с ним может случиться самое худшее, относится к этому спокойно", - заявил Гринвальд.
Борец за прозрачность может оказаться угрозой свободе Рунета
Сторонние наблюдатели тем временем обсуждают политическую подоплеку пребывания Сноудена в Москве. Уже некоторое время и в России, и в США звучат гневные комментарии на тему абсурдности сложившейся ситуации: Сноуден, борец за прозрачность, пытается получить помощь от страны, чьи спецслужбы, по убеждению многих, используют те же методы работы, что и АНБ. Газета The New York Times пошла дальше и в свежем материале предположила, что "разоблачитель" рискует стать инструментом в борьбе российских властей против свободомыслия в интернете.
Москва может попытаться использовать обнародованную Сноуденом информацию в качестве аргумента при ужесточении контроля за Сетью, считает газета. Издание напоминает, что член Совета Федерации РФ Руслан Гаттаров ранее заявил, что такие крупные международные компании, как Google, Microsoft и Facebook, должны контролироваться на национальном уровне - и это урок, преподанный Сноуденом. "Слив" информации об АНБ вдохнул "второе дыхание" в российскую кампанию, направленную на контроль над интернетом, цитирует газету Inopressa.
В самой России между тем полагают, что Кремль может рассчитывать на куда более значительные дивиденды от присутствия Сноудена в Москве. Раньше отвечать на недружественные шаги вроде создания "акта Магнитского" РФ могла разве что создавая направленные против американцев законы, оборачивающиеся немалыми проблемами для власти внутри самой России. "Но наличие в пределах наших границ великого разоблачителя дает России и определенные возможности - возможности, о которых пару месяцев назад Кремль мог лишь мечтать", - пишет обозреватель "Московского комсомольца" Михаил Ростовский.
"То Америка навлекает на себя гнев свободолюбивых жителей Европы, которые не хотят, чтобы их подслушивали. То на США сыплются проклятия Латинской Америки, которую очень оскорбило насильственное приземление самолета президента Боливии. А Москва при этом может как бы сидеть в сторонке и повторять: "А я что? Я - ничего! Я за гуманизм". Фигурально выражаясь, в лице Эдварда Сноудена Москва нашла идеального "анти-Магнитского", - считает журналист.