В Петербурге за грабеж судят 15летнего Никиту Леонтьева, насмерть забитого полицейскими
16 сентября в Невском районном суде Петербурга началось рассмотрение дела по обвинению в грабеже подростка, похороненного полтора года назад.
О трагической гибели 15–летнего Никиты Леонтьева «Новая» рассказывала подробно (см. №№ 9, 13, 24 за 2012 год, № 102 от 13.09.2013 года). По версии следствия, в ночь с 21 на 22 января 2012 года в опорном пункте мальчика жестоко избили (ему нанесли свыше 80 ударов по телу и голове, проломили череп) три сотрудника 75 отдела полиции Петербурга: заместитель начальника по службе майор Олег Прохоренков , заместитель начальника по уголовному розыску майор Алексей Малых и участковый лейтенант Денис Иванов (после произошедшего всех уволили из правоохранительных органов – Н.П. ). От полученных травм Никита скончался в ту же ночь.
Изначально были не ясны причины и обстоятельства задержания подростка вечером, на улице, полицейскими, находившимися в тот момент в нетрезвом виде. По утверждению самих стражей порядка, Леонтьев якобы совершил грабеж: отнял сумочку с 300 рублями у 45–летней Светланы Кузьминой – женщины, страдающей хроническим алкоголизмом. По этому факту, уже после смерти Никиты – 23 января 2012 года, было возбуждено уголовное дело по ст. 161 ч. 2 УК РФ «Грабеж». 7 августа 2013 года его передали в суд, где официальным представителем убитого восьмиклассника выступает его мать – Ольга Леонтьева.
На предварительном слушании 16 сентября судья Невского районного суда Татьяна Михайлова объявила, что все судебные заседания по обвинению Никиты Леонтьева в грабеже будут проходить в закрытом режиме. Михайлова объяснила это тем, что на момент событий мальчику еще не исполнилось 16 лет (ст. 241 ч. 2 УПК РФ).
Потерпевшая Светлана Кузьмина в суд не явилась. Напомним, что и в расследовании «ограбления» женщина участвовала неохотно. Так допросить потерпевшую, доставленную приводом, следователям удалось только с седьмой попытки и лишь спустя несколько недель. Внешность Леонтьева Кузьмина описала неточно. Добавила, что с ним был еще один парень, которого она не помнит – в деле до сих пор в качестве подельника фигурирует некое «неустановленное лицо».
Защитники Никиты Леонтьева на предварительном заседании заявили ходатайства – о вызове свидетелей со стороны обвиняемого и об исключении из дела некоторых доказательств. В частности, они попросили исключить из числа вещественных доказательств сумочку, которая якобы принадлежала Кузьминой и которую подростки якобы вырвали у хозяйки вечером 21 января 2012 года. Но, как пояснили адвокаты Леонтьева, эта сумочка появилась в уголовном деле неожиданно, спустя несколько месяцев после трагедии. Между тем, в январе 2012 года Иванов, Малых и Прохоренков утверждали, что сразу отдали похищенное хозяйке.
Все ходатайства судья отложила до 3 октября – в этот день начнется рассмотрение дела по существу. На первом же основном заседании Татьяна Михайлова будет решать и вопрос об исключении доказательств.
В целом судья отметила, что у данного процесса есть два варианта исхода. Первый: Никиту признают виновным, и дело закроют в связи с его смертью. Второй: обвиняемого оправдают, и тогда предстоит его посмертная реабилитация. Это именно то, чего и добивается мать подростка, уверенная в невиновности сына.
– Его оклеветали, – считает Ольга Леонтьева. – Я изначально говорила: даже если это «преступление» и случилось, то мой сын к нему непричастен. Я не сильна в юриспруденции. Мне неведомо: повлияет ли как–то решение суда по делу в отношении Никиты на наказания полицейских за преступление, совершенное ими. Мне принципиально важно другое – доказать невиновность моего сына. Следователи предлагали закрыть уголовное дело в связи со смертью обвиняемого, то есть по не реабилитирующим основаниям – вина Никиты доказывалась бы автоматически. Я отказалась.
Напомним, 10 сентября 2013 года тот же Невский районный суд Петербурга в особом порядке, за одно заседание, рассмотрел дело об избиении до смерти подростка и приговорил бывшего участкового 75 отдела полиции Дениса Иванова к 6,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Подсудимого признали виновным по двум статьям: ст. 111 ч. 4 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего», ст. 286 ч. 3 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Но поскольку Иванов заключил сделку со следствием и оформил явку с повинной, срок наказания ему сократили вдвое. Гособвинение усмотрело в деле «обстоятельства, смягчающие вину экс–полицейского», с чем не согласны адвокаты семьи Леонтьевых. В ближайшие дни они намерены обжаловать приговор Денису Иванову в Городском суде Петербурга.
Дело в отношении заместителя начальника 75 отдела полиции Олега Прохоренкова изначально возбудили только по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» (предусматривает до 10 лет тюремного заключения). К его рассмотрению в обычном порядке суд приступит в октябре.
Еще один участник событий – заместитель начальника 75 отдела полиции Алексей Малых – не дожил до суда – скончался от инфаркта 5 февраля 2012 года.