Завещание президента Саакашвили

Через месяц в Грузии состоятся президентские выборы, в которых уже не примет участие нынешний президент Михаил Саакашвили. После выборов вступят в силу поправки в Конституцию страны, которые превратят республику в парламентскую. Но круг полномочий Саакашвили в последний год и так сузился до минимума: после поражения его партии на парламентских выборах правительство было сформировано оппозицией. Новый кабинет Бидзины Иванишвили сделал все, чтобы президент не влиял на политическую жизнь страны.
Свою последнюю речь перед международной аудиторией президент Грузии произнес с трибуны Генассамблеи ООН, и посвящена она была главному противнику Саакашвили на международной арене - России. И это не удивительно, ведь именно Россия оказывала на страну давление всеми имеющимися в арсенале силами, от запрета на поставки вина до танков и штурмовых самолетов.
В 2003 году, когда Саакашвили и его сторонники пришли к власти в Грузии, казалось, что присутствие там России также естественно, как и тотальная коррупция. В Грузии дислоцировались российские войска, Россия была посредником на всех переговорах между Тбилиси и отделившимися Абхазией и Южной Осетией. Когда Саакашвили понадобилось снять с поста руководителя Аджарии Аслана Абашидзе, урегулировать вопрос прилетели российские дипломаты.
Уже мало кто помнит, из-за чего начались разногласия между Москвой и Тбилиси. Но скорость разрастания конфликта поражает. От словесной перепалки дело довольно быстро дошло до требования вывести российские войска с территории Грузии, а там оказалось недалеко и до экономической блокады, символом которой стал Геннадий Онищенко, запретивший «Боржоми» и грузинские вина в России. Через некоторое время политический вопрос перерос в настоящую войну: в 2008 году Россия и Грузия столкнулись в конфликте за Южную Осетию и Абхазию.
Сложно утверждать, кто несет ответственность за испорченные отношения двух стран. Понятно, что Россия хотела удержать Грузию в орбите своего влияния. Возможно, хотела этого слишком сильно. Новое же руководство Грузии имело собственные наполеоновские планы.
Грузинские политики гордились тем, что выстроенная ими экономическая система, в которой нет места коррупции и государственному вмешательству в дела бизнеса, стала идеалом для российских либералов. В какой-то момент российские туристы чаще приезжали в Грузию не для того, чтобы насладиться людьми, культурой, кухней и природой Закавказья, а для того, чтобы вживую увидеть грузинского полицейского, который не берет взяток.
Пытался сыграть Саакашвили и на том, что Тбилиси традиционно был центром притяжения для всех российских владений на Кавказе. Для того, чтобы возродить этот статус, Грузия отменила визы исключительно для населения северокавказских республик, признала геноцид Россией черкесов в XIX веке. Все это крайне болезненно воспринимали в Кремле: стабильность и управляемость на Северном Кавказе - вещи достаточно хлипкие, и попытки «раскачать лодку» никого не радуют.
Уходя с поста президента, Саакашвили с трибуны Генассамблеи ООН завещал всем странам бывшего Советского Союза пытаться одновременно выстраивать сильные и независимые от России государственные институты с одной стороны, и стремиться к интеграции за пределами СНГ - с другой. Он также предрек скорый конец новой инкарнации Российской империи и образования на ее месте «нормального государства» — это, уверен Саакашвили, произойдет сразу после ухода Путина из Кремля
Однако до тех пор, пока Владимир Путин занимает кабинет в Кремле, Россия будет вести имперскую политику. Как и всякая уважающая себя империя, Россия, по мнению Саакашвили, не принимает концепцию государственных границ, ее власть заканчивается лишь там, где начинается власть другого государства. Именно поэтому Кремль так последовательно не дает укрепиться миру и согласию на своих границах: любое сильное государство, уверен грузинский лидер, сразу выйдет из орбиты влияния России.
Остается только гадать, услышат ли лидеры других закавказских стран и государств Восточной Европы воззвание грузинского президента. Сам он у себя на родине построил государственные институты, которые, несомненно, эффективней и надежней всего того, что существовало в Грузии последние десятилетия. Саакашвили сделал все, чтобы сблизиться с Соединенными Штатами, Европейским союзом, НАТО и даже Израилем. Но, в конечном счете, проиграл выборы популисту Иванишвили, которого сам обвинял в прямой работе на Кремль, и уходит из политики побежденным.