Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Панорамный вид на Министерство финансов

Зачем Татьяне Голиковой Счетная палата

Зачем Татьяне Голиковой Счетная палата

Неожиданно жесткая критика, которой новая глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова подвергла даже не столько проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов, сколько собственно Министерство финансов, заставляет задуматься о подлинных мотивах экс-«королевы бюджета», сподвигнувших ее в конце прошлого года дать президенту Владимиру Путину согласие стать «королевой аудита», сменив засидевшегося в контрольном ведомстве Сергея Степашина.

До того, на заседании Госсовета 4 октября, глава государства уже успел выразить недовольство ситуацией в сфере формирования, и в особенности исполнения, бюджета: «неконкретность и аморфность», «никуда не годится», «распыление средств» и пр. Но его стрелы не были нацелены непосредственно в Минфин: гневные филиппики касались скорее бюджетной дисциплины ведомств, регионов и муниципальных образований, нежели качества работы команды Антона Силуанова. Тем не менее 7 октября в своей речи на совещании у Дмитрия Медведева по корректировке федерального бюджета на текущий год министр финансов попытался, насколько возможно, сгладить негативный эффект от пятничной речи президента.

Однако уже на следующий день с трибуны парламентских слушаний по бюджетному законопроекту Голикова отпустила в адрес Минфина несколько весьма едких замечаний, прямо ставящих под сомнение профессионализм топ-менеджеров Ильинки.

Прежде всего она указала на существенные риски неисполнения будущего трехлетнего бюджета. Главный риск — невыполнение в установленные сроки указов Путина, подписанных им в мае прошлого года. В проекте бюджета на их реализацию заложено 2,1 трлн рублей. Если Голикова имела в виду, что Минфин отпустил на это чересчур мало средств или направил их «не туда», то это звучит почти политическим обвинением. Ничто так не раздражает президента в деятельности Белого дома, как затяжки с исполнением его инаугурационных указов.

Не показались Голиковой реалистичными и планы Минфина по управлению дефицитом бюджета. Наконец, по мнению главы Счетной палаты, программный принцип, на который Минфин сделал ставку при разработке очередного трехлетнего бюджета, не оправдал ожиданий. «Параметры бюджета, — сказала она, — существуют сами по себе, государственные программы — сами по себе».

Чиновник СП, согласившийся на условиях анонимности рассказать «Новой газете» о первых неделях Голиковой на новом посту, убежден, что она формирует в «доме-калькуляторе» на Зубовской «своего рода параллельный Минфин». Теперь здесь задают тон влиятельные выходцы с Ильинки, работавшие там вместе с новой главой СП. Это зампред палаты Вера Чистова, аудитор Татьяна Мануйлова, а также ряд новых начальников департаментов аудиторских направлений, против назначения которых свежеиспеченные аудиторы, как бы ни хотелось им привести с собой своих людей, — все же не решаются возражать. Чиновник, однако, не сомневается, что свое новое назначение Голикова рассматривает как промежуточное и не намерена работать здесь 6 лет — полный срок полномочий председателя палаты. «Отсюда открывается прекрасный панорамный вид на Минфин, — иронизирует собеседник «Новой», намекая, что именно это ведомство экс-глава Минздравсоцразвития желала бы возглавить в ходе одной из будущих перетрясок кабинета, связанных с предстоящим выборным циклом. — У нее явно есть мощный карт-бланш от президента, иначе бы вела себя с Силуановым осторожнее».

Предшественник Голиковой Сергей Степашин, долгие годы пикировавшийся с Минфином, может быть уверен, что дело его будет продолжено. Тем более что аппаратный вес Голиковой гораздо выше, чем у Степашина, особенно в последние его годы в Счетной палате. Сам экс-премьер расположился в офисе Императорского православного Палестинского общества (ИППО) на улице Забелина, которое он по-прежнему возглавляет. Туда же вместе с ним из СП переместилась часть его ближайших сотрудников. Представитель ИППО Елена Агапова не нашла возможности прокомментировать, как Степашин отнесся к голиковским новациям. Однако, сказал «Новой» близкий к нему экс-сотрудник Счетной палаты, он внимательно следит за действиями преемницы по сайту ведомства, пресс-служба СП по старой памяти направляет ему обзоры печати, и первые шаги «королевы аудита» ему по душе.

Евгений САННИКОВ
журналист