Почти идеальный банкир
Джанет Йеллен возглавит главный банк США
Профессор Беркли, демократ, женщина – Джанет Йеллен возглавит Федеральную резервную систему, главный банк США

Впервые главным банкиром США — а именно ФРС выполняет в стране функции Центробанка — становится женщина. 67-летняя Йеллен — человек номер два в иерархии ФРС, заместитель Бена Бернанке, уходящего с должности в январе. С утверждением ее кандидатуры в Сенате аналитики не видят больших проблем: традиционно самую важную роль в обсуждении ключевых кадровых вопросов играют сенаторы-демократы, а верхняя палата Конгресса — под их контролем. Ситуацию не изменит даже тот факт, что некоторые взгляды Йеллен не слишком популярны среди сторонников Обамы. «Да, она настаивает на необходимости преобразований в системе социального страхования и отмены законодательства, разделяющего банковскую сферу на коммерческую и инвестиционную, — признает в разговоре с The New Times экономист Роберт Шиллер, хорошо знакомый с профессиональным кредо Йеллен. — Но лишь горстка экономических педантов может видеть в воззрениях Йеллен серьезные препоны. Для большинства же ее кандидатура — настоящая революция».
Новшество номер два
О своем решении назначить Йеллен президент Обама объявил 9 октября. Выступая со специальным заявлением в Белом доме, он назвал ее «высококвалифицированным специалистом», который «прекрасно понимает, как работают рынки и экономика не только в теории, но и в реальном мире». «Наша страна сталкивается с неотложными экономическими вызовами, в связи с чем я призываю Сенат Конгресса США незамедлительно утвердить Джанет в новой должности. Я абсолютно уверен, что Джанет будет выдающимся председателем ФРС», — подытожил глава государства.
В бушующем океане, коим представляется нынешняя экономика США, ФРС в глазах многих профессионалов — эдакий островок стабильности. Или, если хотите, корабль, который не меняет курс в угоду политическим ветрам или финансовым поветриям. Более чем за четверть века здесь сменилось только два председателя — Алан Гринспен и Бен Бернанке. Начало «эпохе перемен» в ФРС положил Бернанке, несколько лет назад впервые в почти вековой истории ведомства проведший пресс-конференцию. Теперь это стало обычным явлением.
И вот еще одно новшество, кадровое.
Впрочем, о госпоже Йеллен мало что известно: к числу ньюсмейкеров или хотя бы просто публичных людей ее не отнесешь. Не назовешь ее и завсегдатаем дискуссий и лекций, в обилии устраиваемых вашингтонскими исследовательскими центрами. Так что многие в стране вполне обоснованно задаются вопросом — Who is Missis Yellen? „
«Джанет прекрасно понимает, как работают рынки в реальном мире… Она будет выдающимся председателем ФРС»
” Уникальная пара
Джанет Йеллен, уроженка Бруклина (штат Нью-Йорк), пришла в ФРС в 1977 году по приглашению тогдашнего руководителя международного финансового управления ведомства, известного американского экономиста Теда Трумана. В то время в исследовательском управлении ФРС трудился молодой тогда сотрудник Джордж Акерлоф. Так и встретились два одиночества, которые в скором времени образовали семейную пару, по праву считающуюся одной из самых влиятельных в современной экономике: она — замглавы ФРС и без пяти минут ее руководитель, он — лауреат Нобелевской премии по экономике. Причем супруги в экономических вопросах чаще всего поддерживают друг друга, что идет на пользу обоим.
«У нас получился не только замечательный симбиоз индивидуальностей — сложилось полное единство по экономическим вопросам, — писал позднее Акерлоф. — Единственное разногласие между нами заключается в том, что Джанет немного больше, чем я, поддерживает принцип свободной торговли».
Те, кто знает Йеллен, характеризуют ее как изумительного мыслителя и подчеркивают приверженность так называемой человеческой стороне экономики. «Она смотрит не только на технические вопросы, но и на то, как это может отразиться на людях, — замечает в разговоре с The New Times Роберт Шиллер, работавший с Акерлофом. — Возможно, именно поэтому она обращает внимание на проблемы безработных». По словам Шиллера, по этой же причине некоторые политики упрекают Джаннет в слабости: «Но можно ли назвать слабым человека, который заботится о благосостоянии общества? Я так не думаю».
Добавили красок в портрет Йеллен ее одноклассники по школе в Бруклине, которую та окончила в 1963 году: «Джаннет — самая умная ученица». Подтверждением служат собранные ею в выпускном классе награды и премии по целому ряду предметов — от математики до английского языка.
Курс на преемственность?

Большинство аналитиков полагает, что Йеллен не станет радикально менять политику ФРС. Во-первых, как уже упоминалось, шараханье из стороны в сторону не относится к традициям американского центробанка — там всегда ценилась стабильность. Во-вторых, никто из экспертов, с которыми довелось переговорить в последние дни, не припомнит, чтобы Йеллен открыто критиковала своего начальника Бернанке — по части выражения «особого мнения» в совете управляющих ФРС, который состоит из семи человек, есть другие люди, например, известный юрист, профессор права Джорджтаунского университета Дэниел Тарулло. Или, например, глава Федерального банка Канзас-сити Эстер Джордж, которая на протяжении последнего года высказывала опасения по поводу того, что «нынешние принципы денежно-кредитного регулирования могут повысить в будущем риски финансовых дисбалансов». (Речь идет о политике, согласно которой ФРС для поддержки экономики США ежемесячно приобретает ценные бумаги на общую сумму $85 млрд. — The New Times.) А вот Йеллен обычно голосует за позицию, которую поддерживает большинство. По крайней мере, за текущий год она ни разу не выступила против решений, принимавшихся руководящим органом ФРС — Федеральным комитетом по открытому рынку.
Впрочем, есть и более весомое подтверждение того, что планы ФРС со сменой руководства останутся прежними. Не далее как в середине сентября Бен Бернанке заявил о намерении ФРС продолжать «монетарное стимулирование экономики». В конкретном выражении это — ежемесячное приобретение ценных бумаг на $85 млрд, а также поддержание учетной ставки межбанковского кредита на рекордно низком уровне от 0% до 0,25% — до тех пор, пока безработица в стране превышает 6,5%, как сейчас.
Кстати, сам президент Обама косвенно подтвердил: с точки зрения администрации, кадровые преобразования в ФРС — вовсе не повод для ревизии ее деятельности: «Бен Бернанке проделал отличную работу, добился для своего ведомства высокой степени доверия. И вне зависимости от того, кого я выберу ему на смену, я думаю, многие из начатых Бернанке полезных программ будут продолжены», — заявил президент в недавнем интервью Национальному общественному радио (National Public Radio).
Выбор Обамы обусловлен прежде всего способностью Йеллен продолжить курс Бернанке, уверен Роберт Шиллер.
Сторонники и… не очень

Естественно, слушания по утверждению кандидатуры Йеллен не обойдутся без жарких дебатов между демократами и республиканцами. Один из наиболее активных критиков Йеллен — республиканец из профильного сенатского банковского комитета Боб Коркер. Он желает удостовериться в том, что протеже Обамы не позволит себе проводить «плохую политику через Конгресс». «Мне казалось, что она была не до конца привержена монетарной политике в экономике, и я не вижу, чтобы в данном направлении произошли какие-то изменения», — заявил на днях Коркер, не пояснив, что конкретно он имеет в виду. При этом даже скептик Коркер предположил, что кандидатура Йеллен в конце концов будет утверждена.
«Мало ли кто что говорит? Йеллен — великолепный кандидат на пост главы ФРС», — уверенно заявил в разговоре с The New Times известный американский экономист Филип Суэйгел, в бытность помощником министра финансов США по экономическим вопросам (2006–2009 гг.) работавший бок о бок с Йеллен. Суэйгел, ныне преподающий в университете штата Мэриленд, справедливо указал на то, что нынешняя администрация не слишком-то ладит с Конгрессом. Но даже несмотря на это, по его мнению, «процесс утверждения Йеллен успешно завершится еще до того, как Бернанке придет пора освободить кабинет»: «Как нация мы выиграем от того, что те экстраординарные шаги, которые нынешний председатель ФРС предпринимал в течение нескольких лет, найдут отражение и в действиях такого достойного преемника, как Джанет Йеллен».
В сущности, такого же мнения относительно кандидатуры Йеллен придерживаются серьезные экономисты и в других странах. Все-таки, как ни крути, мировая экономика в значительной степени ориентирована на американскую, и стабильность в ней во многом зависит от того, какие решения будут приниматься в Вашингтоне. А если ФРС будет и в последующие годы гнуть ту же линию, что и прежде, другим странам не придется в срочном порядке менять свои подходы, чтобы соответствовать международным трендам и противостоять новым вызовам — увы, им, вызовам, абсолютно все равно, кто стоит у руля ФРС, и они не перестанут возникать, даже если американский центробанк вдруг решит возглавить сам президент Обама. „
Пять с лишним лет назад она предупреждала об опасности «мыльного пузыря» на ипотечном рынке
” Здесь, правда, следует сделать одну оговорку. В США сейчас в разгаре бюджетный кризис, из-за которого в вынужденные отпуска отправлены федеральные служащие. И американцам сейчас до мировой экономики, по правде говоря, нет никакого дела — они полностью сконцентрированы на событиях внутренних. И по этим внутренним раскладам выходит, что Йеллен действительно почти идеальный кандидат на пост председателя ФРС. Многие даже полагают, что лучший в истории. «Во-первых, в ее пользу играет огромный опыт работы в ведомстве, — перечисляет достоинства Йеллен Филип Суэйгел. — Во-вторых, она придает большое внимание вопросам борьбы с безработицей, а этот показатель Комитет по открытому рынку считает ключевым для повышения учетной ставки межбанковского кредита. Да и Белый дом ставит его во главу угла своей экономической политики».
И еще одна деталь. Йеллен была в числе очень немногих специалистов, которые пять с лишним лет назад предупреждали об опасности «мыльного пузыря» в сфере ипотечного кредитования. Так оно и случилось: крах банка Leman Brothers привел к глобальному финансовому кризису.
Наконец, Йеллен — представительница слабого пола, что в политкорректной Америке немаловажно. Бывший госсекретарь Хиллари Клинтон и экс-спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, конечно, впечатляющие примеры «гендерного переворота» на госслужбе, в политике. «Нашим дамам пора установить новую планку карьерного роста — в экономике и финансах», — с улыбкой замечает Филип Суэйгел. Почему бы это не сделать Джанет Йеллен?
фотографии: Mario Anzuoni/Reuters, Kevin Lamarque/Reuters, AP Photo