К пресс-конференции. РосКомСвобода: год под знаком блокировок
Проект “РосКомСвобода” был создан “Пиратской партией России” год назад, 1 ноября 2012 года в качестве общественного ответа на внедрение без учета мнения интернет-отрасли и граждан первого закона по внесудебным блокировкам информации в интернете, так называемого закона о “черных списках сайтов” 139-ФЗ.
Принятие закона о “черных списках сайтов” 139-ФЗ стало логичным продолжением политики государства по ограничению гражданских свобод в разных сферах, в том числе в Интернете. Такая тенденция начала активно проявляться летом прошлого года, когда была принята целая серия соответствующих законопроектов, таких как: ужесточение ответственности за митинги, демонстрации, шествия (65-ФЗ от 8.06.2012), введение понятия «иностранных агентов» для НКО (121-ФЗ от 20.07.2012), возврат в УК РФ статьи «за клевету» (141-ФЗ от 28.07.2012) и т.д.
Свободный Интернет также не смог избежать репрессий. Из бюрократических недр был поднят текст законопроекта о внесудебных блокировках интернет-ресурсов, подготовленный «Лигой безопасного интернета». В июне прошлого года он был внесен в Госдуму и, несмотря на активный протест интернет-отрасли и общества, уже в июле был принят. С 1 ноября 2012 года он начал работать в России. Так было положено начало практике внесудебной блокировки информации в Рунете и стало возможным блокировать в том числе и добропорядочные ресурсы. Заложенный в законе принцип сетевой блокировки сайтов предполагает, что из-за одного запрещенного ресурса могут быть заблокированы десятки, а иной раз и десятки тысяч ни в чем не повинных интернет-ресурсов, расположенных на том же IP-адресе.
Как и предполагалось, после вступления в силу данного закона появились лоббисты тех или иных организаций и представители госструктур, которые стали требовать расширения категорий запрещенной информации. В определенный момент вопрос стоял даже о запрете общественных мониторингов госорганов по ведению Реестра запрещенных сайтов — депутаты и представители надзорных органов неоднократно высказывались и за закрытие ресурса “РосКомСвобода”.
В то же время, ограничение доступа к информации происходит не только в рамках законов по блокировке 139-ФЗ, 149-ФЗ и 187-ФЗ, но и по уведомлению региональных отделений Прокуратуры и ФСКН к операторам связи, что выходит из области действий законодательной базы по блокированию интернет-ресурсов. А соответствующие решения суда, если они есть, не заносятся в реестр, как должно быть по закону. Все это распыляет контроль за блокировками и способствует произволу со стороны надзорных ведомств.
В ЧЕМ СОСТОИТ РАБОТА?
С момента запуска РосКомСвободы, мы обозначили ряд направлений нашей работы, которые со временем (и с помощью безудержного законотворчества нашего государства) расширялись.
На текущий момент проектом “РосКомСвобода”:
- осуществляется аналитика правоприменения законов по блокировке 139-ФЗ и 187-ФЗ, а также действий госорганов и операторов связи по ограничению доступа к информации и вне данной законодательной базы;
- проводится мониторинг реестров запрещенной информации, он становится прозрачным и открытым для общественного внимания;
- анализируется информация о государственной политике в области регулирования интернета, о разработке и появлении новых инициатив и законопроектов в этой сфере;
- предоставляется информация о законных способах и средствах по восстановлению доступа к информации и интернет-ресурсам;
- осуществляется взаимодействие всех заинтересованных сторон по решению вопросов вокруг сферы общих интересов со стороны интернет-бизнеса, пользователей и госструктур;
- пострадавшим от блокировок добропорядочным интернет-ресурсам оказывается информационная, аналитическая и юридическая помощь;
- разрабатываются и внедряются новые программные средства и функционал для нашего портала, облегающий пользователям поиск и анализ информации по нашим заявленным целям и направлениям.
КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ “ЧЕРНЫХ СПИСКОВ”?
Постоянный мониторинг реестра запрещенных сайтов начался в декабре 2012 года, и первый же его результат показал вполне предсказуемые статистические данные: более 2000 добропорядочных сайтов подвергались блокировке неправомерно из-за того, что 87 IP-адресов были помещены в “черные списки”. Если перевести в процентное соотношение, получается, что из-за 4% сайтов, несущих некий запрещенный контент, доступ ограничивался для 96% других интернет-ресурсов.
Позже ситуация только усугубилась: сегодня под IP-блокировкой уже находятся десятки тысяч ни в чем не повинных сайтов! И это не говоря о том, сайты какого именно содержания эксперты от Роскомнадзора, ФСКН и Роспотребнадзора признают нарушающими закон.
Можно вспомнить огромное количество примеров неадекватности таких экспертиз. Например, ФСКН обвинял форум онлайн-игры в пропаганде наркомании за то, что игроки, общаясь между собой употребляли слово “наркотик” для прокачки способностей своего персонажа в игре. Или еще: под запрет попали 15 статей Википедии, крупнейшей сетевой энциклопедии. Роспотребнадзором был запрещен социальный видеоролик по профилактике несчастных случаев на железнодорожных путях в Австралии — кстати говоря, этот ролик не только в последствии получил множество международных наград, как лучшая социальная реклама, но данная кампания вцелом реально снизила число происшествий на 30%! Роспотребнадзор же наоборот посчитал, что просмотр данного видео увеличит число самоубийств среди подростков.
И подобных случаев — абсурдных решений экспертов от наших надзорных ведомств — не перечесть.
По результатам нашего годового мониторинга, за все время существования реестра, в него было включено для блокировки со стороны Роскомнадзора, ФСКН и Роспотребнадзора:
- 741 IP-адрес
- 1392 интернет-ресурса
Неправомерно подвергались блокировке 83 215 интернет-ресурсов
(из-за нахождения данных добропорядочных ресурсов на тех же сетевых адресах, что и тот или иной запрещенный сайт)
Или в процентном отношении: 98% от общего количества блокируемых ресурсов
На графике приведены данные ежемесячных мониторингов реестра:
С ноября 2012 года по октябрь 2013 года включительно было получено и обработано 1755 обращений к нашему проекту от пользователей с информацией по блокировкам интернет-ресурсов по территории России.
“РосКомСвобода” ведет ежедневный анализ обращений и публикует выдержки из них в соответствующем разделе “Новости по блокировкам от вас”. Также мы организуем обратную связь не только на нашем портале RuBlackList.NET, но и в наших группах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Twitter.
На графике приведена статистика обращений пользователей по месяцам:
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНИМАЕТСЯ РОСКОМСВОБОДА?
Летом 2013 года был сверхбыстро принят закон о новых категориях блокировки информации в Рунете — т.н. “антипиратский” закон 187-ФЗ. Новый закон получил сразу множество эпитетов: “закон против интернета”, “закон о произвольных блокировках”, “русская SOPA”. Внедрение данного закона произошло снова без учета мнения интернет-отрасли и несмотря на широкий общественный протест.
РосКомСвобода и другие общественные движения совместно с интернет-активистами и тысячами интернет-порталов начали большую кампанию за отмену “антипиратского” закона, которая началась 4 июля 2013 года, с запуска соответствующей петиции на портале “Российской общественной инициативы”. Эта петиция в рекордные сроки собрала 100 тысяч подписей граждан России (чуть больше месяца), и была рассмотрена впоследствии экспертами.
РосКомСвобода неоднократно обращалась к экспертной рабочей группе по рассмотрению петиции, которая была сформирована на базе Открытого правительства, призывая обратить внимание на тот вред, который наносит “закон против интернета” бизнесу, обществу и экономике России, а также на корневые проблемы, которые лежат глубже тех, с последствиями которых пытается безуспешно бороться сам закон: это назревший кризис авторского права в нашу цифровую эпоху и отрезанность общества в нашей стране от процесса обсуждения и принятия решений по резонансным проблемам.
Несмотря на самую широкую общественную поддержку петиции против “антипиратского” закона, мнение интернет-пользователей не было услышано в полной мере и экспертный совет рекомендовал Госдуме не отменять 187-ФЗ, а доработать его с учетом позиций, обозначенных в петиции, гражданский же контроль возложить на Общественную палату.
К сожалению, такое решение экспертов не может удовлетворять ни нас, авторов петиции, ни тех 100 тысяч людей, кто поставил свои подписи под нашей петицией на сайте РОИ, ни тех десятков миллионов пользователей интернета, кто поддерживает идеи свободы и саморегуляции в Сети.