Глава Пушкинского Дома Всеволод Багно рассказал о планах по созданию Музея рукописей

Очередное заседании Президиума РАН 12 ноября 2013 года открылось докладом главы Пушкинского Дома Всеволода Багно «Рукопись писателя как историко-литературный, творческий и эстетический объект». Он рассказал о выдающейся коллекции рукописей, которые хранятся в Пушкинском доме, прежде всего, Пушкина. Членам РАН были продемонстрированы автографы великого поэта, а также Федора Достоевского, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Зинаиды Гиппиус и Александра Блока.
В ходе доклада Всеволод Багно сообщил о планах по созданию виртуального, а потом и реального Музея рукописей. «Рукопись должна быть представлена и как момент в истории письменности, и как историко-культурный объект, и как творческий феномен, и как эстетический объект. Отобранные рукописи должны репрезентировать разные эпохи и разные культуры, с приоритетным вниманием к русской словесности от XII до конца XX веков», – отметил он. Яркими экспонатами в таком музее могли бы стать автограф Жития протопопа Аввакума XVII века, старообрядческие «книги-раскладушки» XIX века, автографы Гоголя, Лермонтова, рисунки Ремизова и даже автограф кантаты Баха 1720-х годов.
Свой доклад Всеволод Багно завершил рассказом об автографе последнего стихотворения Александра Блока «Пушкинскому Дому». «Имя Пушкинского Дома / В Академии наук! / Звук понятный и знакомый, / Не пустой для сердца звук!», – эти строки были написаны поэтом 5 февраля 1921 года. «У Блока не было ни тени сомнения в том, что Академия наук – это не только интеллектуальный ресурс, но и имущество», – отметил Всеволод Евгеньевич. – «Пушкинский Дом – это и всемирно известный академический институт, и почти все сохранившиеся пушкинские рукописи, и его личная библиотека, его вещи и ценнейшие документы, но это и «дом», здание, в котором эти собрания и коллекции хранятся».
«У Блока, в отличие от наших оппонентов в правительстве, не было никаких сомнений в том, что у Академии наук есть дома, в том числе Дома с большой буквы», – подчеркнул он в заключение. Академик Роберт Нигматуллин спросил докладчика: а не умирающая ли это деятельность – анализ рукописей, ведь все рукописи – теперь компьютерные. Членкор Багно сказал, что потому и не умирающая, что все рукописи переводятся в компьютерный вид, а писатель Даниил Гранин передал недавно Дому свои рукописи.
Академик Александр Молдаван, в свою очередь, заметил, что рукописи отмирают и в связи с этим профессия текстолога. Как к этому относиться как к естественному ходу вещей или как деградации? Выражения наших мыслей меняются и вместе с этим и способы их фиксации и теоретизирования. Он считает, что нужно и условиях реформы найти способы сохранения нашего культурного наследия.
В комментарии "Полит.ру" Всеволод Багно сказал, что спокоен за судьбу Пушкинского Дома даже в свете проходящей реформы РАН, так как он многое делает, чтобы Дом развивался и его будущее было защищено. Идет интенсивная работа над созданием Музея рукописей. Вместе с тем, Всеволод Евгеньевич отметил, что обеспокоен судьбой соседей – научных организаций Санкт-Петербурга, да и всей Академии наук.