Победителя не судят
Интервью с бывшим руководителем секретной спецслужбы по связям с евреями СССР и Восточной Европы «Натив» Яковом Кедми
20 ноября премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху посетит Москву. Во время визита исполнять его обязанности будет министр иностранных дел Авигдор Либерман. После громкого уголовного дела он вновь приведен к присяге. О том, что стоит за решением суда нашему корреспонденту прокомментировал бывший руководитель секретной спецслужбы по связям с евреями СССР и Восточной Европы «Натив» Яков Кедми.
20 ноября премьер министр Израиля Беньямин Нетаньяху посетит Москву и встретится с президентом Путиным. Темы переговоров — обсуждение ядерной программы Ирана и отмена экономических санкций, ситуация в Сирии. Во время визита исполнять обязанности премьер-министра Израиля будет министр иностранных дел Авигдор Либерман. После громкого уголовного дела он вновь приведен к присяге.
«Добро пожаловать домой», — так приветствовал премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху своего «непотопляемого» коллегу.
О том, что стоит за решением суда нашему корреспонденту прокомментировал бывший руководитель секретной спецслужбы по связям с евреями СССР и Восточной Европы «Натив» Яков Кедми.
— Десять месяцев назад Авигдор Либерман подал в отставку связи с обвинениями в злоупотреблении общественным доверием и передачей его дела в суд. В течение всего это времени за ним был сохранен пост ключевого министра в правительстве Нетаньяху. Что связывает этих двух политиков? Кто они друг другу? Партнеры по бизнесу? Соратники по политической борьбе? Конкуренты?
— В свое время они были соратниками по политической борьбе. Тогда Либерман был руководитель предвыборного штаба партии Нетаньяху «Ликуд». Сегодня они политические конкуренты, но нуждающиеся во взаимной политической поддержке. Либерман необходим Нетаньяху, для того, что бы удержаться у власти. Либерман же использует близость к премьеру для укрепления своего политического положения на посту Министра иностранных дел. Что касается бизнеса, у них никогда не было деловых отношений.
— Какова роль Либермана в политической карьере Нетаньяху?
— Нетаньяху стал руководителем «Ликуд», благодаря действиям Либермана, как руководителя его предвыборного штаба в 1993. Так же, выборы 1996 года, когда Нетаньяху стал премьер министром, закончились его победой, во многом, благодаря действиям Либермана.
— Почему в таком случае он ушел с поста генерального директора «Ликуда» в 1997 году. Что за компания в СМИ. Кому не угодил?
— Либерман ушёл с поста Ген. Директора Ликуда из-за сильного сопротивления ему партийного аппарата и ЦК Ликуда. В тот момент он был еще Директором Канцелярии Биби и считал, что у него достаточно политического влияния.
— Очевидно, что он ушел, чтобы создать свою партию. И прекрасно понимал, что сможет стать лидером среди «своих». Говорить с избирателями на одном языке и мыслить категориями, понятными тем, кто прошел школу СССР. Не напоминает ли его партия «Наш Дом Израиль» структуру КПСС?
— Ничего общего.
— В таком случае, как возникла идея создания партии? Кто ее финансировал. Кто конкретно разрабатывал ее концепцию? Кто стоял у истоков кроме Либермана.
— Партия создана Либерманом, программа и деятельность определяются исключительно им. Все остальные рядовые исполнители, выбираемые Либерманом на базе личной преданности и надежности. Согласно сообщениям в открытых источниках и в печати, финансировалась частично Михаилом Черным и Мартином Шлафом.
Расследования против Черного по делу компании «Бейзек» эксперты считают политически мотивированным и обусловленным связями с правым политическим лагерем и личной дружбой с Авигдором Либерманом.
С 1996 по 2007 год в Швейцарии расследовались подозрения Черного в связях с русской мафией. В 2008 году суд полностью его оправдал. В 2010 году За необоснованные подозрения суд выплатил Черному компенсацию за моральный ущерб в размере 30 тысяч швейцарских франков. В 2006 году он подал иск против владельца алюминиевой компании «Русал», миллиардера Олега Дерипаска, с требованием выплатить ему пакеты и дивиденды по 20% акций, держателем которых тот является от имени Черного.
Конфликт между двумя алюминиевыми магнатами сопровождался и скандалом в сфере черных PR-технологий, незаконных прослушиваний телефонных разговоров, сбора компромата и шантажа.»
— Зачем сегодня Нетаньяху — Либерман? Или зачем Либерману — Нетаньяху.
— Союз Ликуда и НДИ обеспечивает Биби пост премьера. Планы Либермана были сменить Биби, в свое время, на посту руководителя Ликуда и, встав во главе правого лагеря, бороться за пост премьера.
— 17 лет под следствием, обвинения в связях с теневым бизнесом и отмыванием денег, в коррупции и получении взяток. Как было возможно держаться все это время во власти? Каким образом открывались и закрывались одно за другим дела и расследования?
— Дела открывались как только в полицию попадала та или иная информация. В отношении Либермана правоохранительные органы провели в обшей сложности около тридцати расследований по разным подозрениям. Большинство из них было прекращено из—за недостатка улик. Обвинения не были доказаны ни полицией, ни судом. В связях с Черным, например, не нашли состава уголовного преступления.
— Не стали ли именно эти связи причиной расширения сферы его влияния и увеличения политического веса?
— Не думаю. Он всегда старался удержаться на политическом Олимпе. Я не знаком с какими бы то серьёзными решениями правительства или предложениями Либермана, имевшим значение или повлиявшим на государство. Кроме состава правительственной коалиции.
— Какова была коммерческая деятельность Либермана и ее результаты на постсоветском пространстве в лихие 90-е?
— Я не в курсе его коммерческой деятельности на территории СНГ.
— Вернемся к партийным вопросам. Изменилась ли НДИ сейчас? Есть ли у нее будущее?
— По сути партия не изменилась. Ее будущее и настоящее связано с политическим будущем лидера. План Либермана — с помощью НДИ овладеть большей партией.
— Секторальная русскоязычная партия. Борется за права выходцев из бывшего СССР. Против кого она борется?
— Партия не борется за права общины, а использует те или иные проблемы и недовольства части русскоязычных эмигрантов для укрепления своего политического положения, демагогически заявляя, что противником является старая государственная бюрократия и засилье «левых».
— Почему выходцы из СССР противопоставляют себя репатриантам из других стран. Что за «особый русский путь» и в Израиле?
— Часть из них пытается противопоставить себя израильскому обществу. Другие провозглашают враждебность к выходцам с Востока, прибывшим раньше.
— Либерман позиционирует себя, как непримиримый выразитель крайне правой позиции. Неоднократно в разные годы его назначали на государственные посты и за тем отправляли в отставку. Известны его конфликты с эхудом Бараком, с Ариэлем Шароном?
— Это были политические маневры с целью укрепить поддержку той или иной группы потенциальных избирателей. Его увольнение с поста было попыткой Шарона, который не переваривал Либермана, избавиться от него. Политическая конъюнктура и то, что Шарон ушёл с политической арены, и не было явно выраженных политических лидеров, способствовало этому.
— Изменится ли сегодня его позиция? И какова будет его роль в переговорах о мирном урегулировании палестино—израильского конфликта и разделении современного Израиля на «два государства для двух народов», в отношении ядерной программы Ирана, ситуации в Сирии?
— Позиция Либермана была и есть прийти к власти. Он выберет ту тактику, которая, по его мнению, будет способствовать этому. В том числе и относительно «двух государств« и других точек Ближнего Востока.
— Его антиарабская позиция это тоже дань политической конъюнктуре? Многие обвиняют министра в расизме.
— Это попытка использовать антиарабские настроения в обществе, как инструмент укрепления своей политической базы. По известному старому принципу: Бей арабов — спасай Израиль.
— Но все-таки несомненно его влияние, как дипломата, в отношениях России и Израиля. Некоторые считают, что лучше него никто не исполнит роль посредника между премьером Нетаньяху и президентом Путиным.
— Либерман не является и не может быть посредником между Путиным и Нетаньяху как человек, обладающий какими-то связями или особыми отношениями с Путиным. Если Нетаньяху пошлет Либермана или определит, что тот его представитель или посланник для связи с Путиным, то, конечно, его примут таким. Но не в силу, якобы, особых отношений, которых просто нет. Не больше, чем у других русскоязычных политиков, и в соответствие с его постом, министра иностранных дел.