Дата
Автор
Андрей Левкин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Андрей Левкин: Путин и Янукович, типа синхронное плавание


Скриншот видео Reuters

В один день и даже в одно время в двух столицах прошли две пресс-конференции двух президентов - В.Януковича и В.Путина. И ведь даже говорили друг о друге, что производит тут определенную интригу, мутную - как эта картинка выше (это они вместе 17 декабря).

Предыстория понятна: 17 декабря под руководством В.Путина и В.Януковича состоялось заседание российско-украинской межгосударственной комиссии. В итоге подписан пакет из 14 документов, в том числе – о кредите для Украины в $15 млрд. и об изменении цены на российский газ. С $406 до $268,5 за тысячу кубов. Толковали и перетолковывали все это разнообразно. Ну а в четверг – сразу два первоисточника одновременно. Ну, почти одновременно, Путин начал на два часа раньше, что дало повод укр.журналистам язвить на тему, что Янукович уже будет знать, что именно говорить. Но сравниваем показания.

Янукович В.Ф.

Президент Украины давал интервью группе украинских журналистов в прямом эфире Первого национального. Там был какой-то свой нюанс, состоящий в том, что аккредитации на пресс-конфу не было вообще, приглашали адресно – из восьми СМИ: "Факты", "Сегодня", "Комсомольская правда в Украине", ICTV, 1 +1, "Первый национальный", Интер, 5 канал. Вообще, называли это даже просто интервью.

Основные пункты.

Янукович назвал три главных причины экономического кризиса в Украине: ввысокая цена на газ (цена на российский газ дала "более $20 млрд. убытков"), кредиты от МВФ в 2008-2009 годах и уменьшение товарооборота со странами - стратегическими партнерами. Прежде всего, имелась в виду Россия.

Что касается подписанных 17 декабря на российско-украинской комиссии документов, то "они не противоречат курсу Украины на любую интеграцию". Интеграционные вопросы во время заседания комиссии вообще не рассматривались. По словам Януковича, в принятых в Москве документах говорится об экономических отношениях между Украиной и Россией.

Что касается положения Украины между Западом и Востоком, то Янукович уверен, что в случае удачных переговоров в Москве и Брюсселе в перспективе Украина может быть одновременно в статусе наблюдателя в Таможенном союзе и ассоциированным членом Евросоюза. Нюанс: речь идет о статусе наблюдателя, а не о членстве в ТС.

На вопрос о кредите в $15 млрд, Янукович сказал, что Россия никаких условий не выставляла. Он напомнил, что Украина ежегодно привлекает кредиты у других стран, но "Когда мы получаем кредиты, мы никогда не закладывали никакое имущество. Это прозрачная схема. Она основана на английском законодательстве".

Что до "газовой тематики", то в ответ на вопрос, будут ли изменены объемы потребления газа после достигнутых в Москве договоренностей, В.Янукович сказал, что Киев готов покупать больше российского газа – "в случае приемлемой для страны его стоимости". То есть, там тоже нюанс: речь как бы не идет о том, что дешевый газ станет препятствием для развития программы энергосбережения и модернизации. Просто "какой газ будет дешевле, тот мы и будем потреблять".

Также было сообщено, что Украина заинтересована в сохранении и наращивании объемов транзита газа и считает создание газотранспортного консорциума вариантом решения этой проблемы. Задержку с продвижением проекта газотранспортного консорциума он пояснил тем, что ГТС входила в состав "Нафтогаза", а это создавало какие-то формальные проблемы. Также было необходимо с помощью международного аудита определить цену украинской ГТС вместе с подземными хранилищами. Теперь, по его словам, аудиторы стоимость ГТС определили и "предмет переговоров о ГТС уже есть". Впрочем, он не сказал, участие скольких сторон предполагается (в смысле - будут ли приглашать евросоюзовцев).

Далее были политические вопросы и, в частности, тема Майдана. Президент считает, что внутренний политический кризис в Украине должен решаться без помощи иностранных наблюдателей: "Я категорически против того, чтобы нас кто-то учил, как нам жить. У нас хватит политической воли и ответственности перед будущим поколением. Нам нужно научиться защищать свои интересы".

Конечно, данное высказывание закрывает тему посредничества европолитиков в отношениях власти и оппозиции – чего все время хочет оппозиция. Но, опять же, как В.Януковичу не помнить челночные визита Х.Соланы, который вместе с Л.Кучмной в 2004-ом году лишили его победы во втором туре. Так что он тут был суров от души: "В любой стране, когда возникает внутренние вопросы - выяснили отношения и пошли дальше. У нас пока не хватает политической зрелости, того понимания, что мы прежде всего несем ответственность перед нашими людьми. И бегать искать хозяев, имеющих интересы в Украине, нам не нужно". Но, опять же, преследовать их за измену Родине не пообещал.

Что касается Майдана, то Янукович считает, что там "кто-то поспешил, слишком переоценил свои силы". По его мнению, речь идет именно о том, что происходила и в какой-то мере еще происходит попытка "за пределами Конституции захватить власть - это уже не в первый раз". Но, опять же, ни слова об измене Родине.

Так что он предлагает всем вести себя спокойно: "У нас есть законы, есть даты выборов. Подождите выборов и украинский народ скажет свое слово… Собственные амбиции нужно научиться умеренно держать в руках, тем более, если вы претендуете на высокие государственные посты".

Впрочем, он считает необходимым отчет генпрокурора В.Пшонки о событиях на Майдане 30 ноября и 1 декабря: "К этому кризису привели недостатки тех или иных чиновников. Если в этом есть необходимость, нужно принимать кадровые решения. Но это должно быть глубоко продумано и справедливо". Ну, это можно считать желанием закончить все же Майдан: всем спасибо, все свободны (ну, кроме ряда плохих правоохранителей). Майдан, впрочем, уже нарисовал себе планы, как он будет стоять минимум до Рождества 7 января. Но это уже другая тема.

Вообще, тут еще один нюанс: ответы Януковича выглядят вполне прозрачными и логически связными. Нет, из этого не следует, что именно так все на свете (в Украине) и обстоит. Но тут проблема для критиков: тогда отвергать его позицию можно только целиком, а это как-то не совсем и солидно.

Путин В.В.

Путин и начал на 2 часа раньше и закончил позже, чем Янукович. Ну, не удивительно. У Януковича что – Украина, чуть-чуть России и ЕС (совсем немного), а у Путина же весь мир под контролем. Но первый же вопрос на пресс-конференции касался именно отношений с Украиной, от журналиста "Итогов". Однако ж, Путин сказал, что видит в зале табличку с надписью "Украина" и предложил сразу задать вопрос и украинскому журналисту, чтобы уж разом все сразу. А это был Р.Цимбалюк из УНИАНа, который поинтересовался, "сколько Россия еще заплатит вдобавок к $15 млрд. кредита, чтобы Украина отказалась от евроинтеграции". Вопрос был вполне хамским, но и Цимбалюк получил в овтет: "Разговор пошел серьезный. А сколько вам надо?", - ответил Путин.

Затем уже спокойнее пояснил, что ситуация в украинской экономике "очень сложная", развернув это в целую благотворительность: "Мы часто употребляем словосочетание "братская страна, братский народ". Если мы говорим, что это братский народ и братская страна, мы должны поступить как близкие родственники и поддержать украинский народ". Заодно он пояснил, что для Украины евроинтеграция невыгодна, так как в Европе высокая конкуренция с местными производителями: "Поэтому мы приняли решение в интересах украинского народа". То есть, все евроидеи Украины похерены одной фразой.

Затем были вопрос о кредите Украине и о дополнении к газовым контрактам между "Газпромом" и "Нафтогазом" (которые сильно сбили цену). Ответ также состоял в том, что их подписали "из-за сложностей в Украине". Вообще, все что Путин делает Украине, это исходя все из тех же чувств: "Я уверяю вас, причина принятия этих решений единственная. Украина - это братская страна, которая находится в сложной ситуации... Я еще раз повторю, что это сделано из-за сложностей, которые возникли в украинской экономике". То есть, это относится даже к кредиту, который предоставлен на совершенно экономической основе. В этом пункте его расхождение с позицией В.Януковича очевидно (для того ведь все тут по-деловому, "английское законодательство").

А далее эта позиция была использована Путиным, чтобы указать Украине ее конкретное место во Вселенной: "Мы приняли решение, связанное с нашими особыми отношениями с Украиной. Не в интересах его руководства, а в интересах украинского народа. К тому же - исходя из прагматичных отношений... Мы не хотели добивать основного партнера".

Зато дальше прагматика пошла в рост. Оказывается, нынешняя скидка на газ - ну вот да, чтобы оценить размах: с $408, что ли, сейчас (не учитывая скидку за харьковские соглашения) до $268,5 за тыщу кубов - для Украины временная: "Мы рассчитываем на то, что нам удастся найти какие-то решения долгосрочного характера, которые позволят сохранить эту цену и позволят нам совместно работать более глубоко друг с другом". Это, понятно, формат "если будете себя хорошо вести".

Наконец, было сказано о том, что за такие решения долгосрочного характера могут иметься в виду: "Мы еще много лет назад при президенте Кучме предлагали совместное использование, скажем, ГТС Украины. Причем не собирались покупать, не собирались ее забирать в собственность, она оставалась бы собственностью украинского государства. Предлагали создать консорциум из российских, европейских и украинских предприятий, взять его в управление, содержать и так далее. Все сказали: "Да". И все потом завалили. К чему привело? Привело к тому, что мы сейчас построили Северный поток и приступили к Южному. Стоимость самой ГТС Украины уже приближается к минимальным отметкам".

То есть, речь именно о ГТС. В этой части выступления президентов Украины и России уже близки друг к другу. Разумеется, В.Путин ни словом не упомянут возможность трехстороннего консорциума по ГТС (с евросоюзовцами).

Была и экзотика. В ответ на не слишком разумный вопрос о возможности ввода российских войск в Крым, Путин сказал: "Это полная ерунда. Ничего подобного нет и быть не может".

В целом же мораль такая: по всем пунктам Путин прикрывал очевидную брутальность словами о братстве и соседстве. Ну вот и кто ж этого не заметил.