Дата
Автор
Дмитрий Меркушев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Зимняя война в Перми


В попытке погрома и драки с мигрантами у Центрального рынка Перми прокуратура ищет призывы к массовым беспорядкам. Один подозреваемый уже есть – некий Максим Фирстов. На его сообщение о «налете на хачей» в сети «ВКонтакте» откликнулись, по разным оценкам, 200–300 парней, большинству из которых 13–15 лет. Русские националисты считают, что провокацию организовали силовики.

В субботу, 11 января, в соцсети «ВКонтакте» пользователь Максим Фирстов опубликовал запись, в которой призывал устроить погром в кафе у Центрального рынка Перми (ул. Пушкина, 104). Молодой человек пояснил, что накануне, 10 января, его друга жесткого избили выходцы из ближнего зарубежья. Драка якобы произошла у кафе Globass (бывший бар «Немо») на ул. Пушкина, рядом с рынком. Конфликт, по словам Фирстова, начался из-за того, что приезжие стали приставать к девушке, которую провожал его друг. «Они запинали его до полусмерти. По дороге в больничку он умер», – говорится в сообщении. В конце записи отправитель призвал всех, кто поддерживает идеи русских националистов, собраться у вышеупомянутого кафе в воскресенье, 12 января, и отомстить.

Позже этот же Максим стал рассылать своим знакомым другое сообщение. Он писал, что приезжие перешли все грани дозволенного: изнасиловали 16-летнюю девушку, стреляли в собак «в общественных местах», подожгли бомжа, избили до смерти человека и тому подобное. Парень, пояснив, что планируется налет на мигрантов и разгром кафе, указал дату, время и место сбора – 12 января, 19:00, пересечение улиц Борчанинова и Екатерининской, возле универсама сети «Семья». Здесь планировалось собраться, подготовиться и пойти в сторону Центрального рынка.

На этот призыв откликнулись, по разным данным, 200–300 человек. К назначенному времени в район перекрестков улиц Борчанинова и Екатерининской, Пушкина и Попова, городского Центрального рынка были стянуты силы пермской полиции. Уже в 18:30, по словам очевидцев, сотрудники правоохранительных органов стали задерживать группы молодых людей по 8–10 человек. «Парни особо не сопротивлялись, спокойно садились в полицейские машины, криков не было, – отмечает очевидец. – Полиция просто окружила этих горе-погромщиков. Хватали всех без разбору, причины не объясняли, увозили, вероятно, в отдел полиции №6 Перми (дислокация Ленинский район)».

По словам главы пресс-службы ГУ МВД по Пермскому краю Артура Гайнанова, «в целях недопущения противоправных деяний было организовано взаимодействие оперативных служб и охраны общественного порядка». «Всего было задержано 104 человека, – говорит он. – Порядка 40% – это граждане от 13 до 18 лет. Их отпускали с законными представителями. Многие их них говорят, что пришли посмотреть на то, что происходит. С ними была проведена разъяснительная работа, после чего все были отпущены».

«Мы с друзьями решили подойти туда пораньше минут на 40, чтобы там все осмотреть – что, куда и как бежать, в случае чего, – пишет в соцсети один из пользователей. – Примерно в 18:30 подошли к «Семье», там уже около 20 человек стояли и ждали. По пути увидели кучу бобиков и «буханок» ментовских, причем за нами откровенно следили. Далее – в 18:40 нас открыто штук 15–20–25 полицейских взяли в окружение, никого не выпускали. Так простояли минут пять, потом нас погрузили в машины (прихватывали даже некоторых прохожих, даже тех, кто из магазина выходил и не был в курсе дела). Привезли в ОВД на ул. Екатерининской, 44, там всех записали, сфотографировали, каждый объяснительную писал, допрос каждого по полной. Без родителей не отпускали.

В общей сложности у «Семьи», на Центральном рынке было человек 400–500, могу утверждать. Кстати, ни один полицейский не сказал причину задержания, лично спрашивал у каждого» (стиль, орфография, пунктуация сохранены. – Д.М.).

По словам представителей пермской полиции, информация, распространенная в социальных сетях, о причинении смертельных ранений молодому человеку, который пытался защитить девушку от изнасилования двумя гражданами из ближнего зарубежья, не соответствует действительности. Эти сведения носят полностью провокационный характер, замечают в правоохранительных органах.

Несмотря на массовые задержания, двое уроженцев, предположительно, Таджикистана были избиты. «По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ «Побои», – поясняет Артур Гайнанов. – Двое выходцев из ближнего зарубежья оказались волею случая не в том месте, не в то время. Оказались случайно. Из-за этого и пострадали. Они находятся в больнице. Уголовное дело возбуждено по факту избиения, а не в отношении конкретных лиц».

Сейчас прокуратура проводит проверку на наличие в действиях задержанных призывов к массовым беспорядкам. А мэра Перми Игоря Сапко вызвали в администрацию губернатора Виктора Басаргина для объяснений. «Все это заслуживает самого пристального внимания со стороны власти, необходима всесторонняя оценка события не только в части межнациональных отношений, но и особенно важно в вопросах воспитания и образования, ведь большинство тех, кто поверили и откликнулись в интернете на националистические призывы, – были школьники, подростки, что само по себе многократно увеличивает степень тревоги, – пишет Сапко на своей страничке в Facebook. – Необходимо отметить, что националистически ориентированные организации не принимали фактически в этом участия. Несмотря на то, что в Перми накоплен большой опыт эффективной работы по межконфессиональному и межнациональному сотрудничеству, в настоящее время мы усиливаем нашу деятельность по данному направлению. Ситуация в данной сфере усложняется нарастающим из года в год миграционным потоком, а это в основном жители стран ближнего зарубежья из государств Средней Азии, Кавказа. В феврале этого года планируем утвердить создание общественного совета при Пермской городской думе по вопросам межконфессиональных и межнациональных отношений, разрабатывается проект программы с аналогичной тематикой. Мы рассмотрим варианты активного включения молодежи, блогеров, общественников в процесс позитивного участия в деле создания и поддержания межнационального мира и согласия».

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин потребовал принять меры «по недопущению возможных провокаций и дестабилизации ситуации в Перми».

Полицейские утверждают, что «провокация в соцсети не останется безнаказанной». А русские националисты, а также некоторые задержанные высказывают мнение, что этот вброс устроили силовики. «Сообщение с призывами приходило в крупные пермские группы русских националистов как минимум с пяти-семи «левых» аккаунтов, которые сейчас удалены, – отмечает источник, знакомый с ситуацией. – Не исключено, что мы имеем дело со спецоперацией правоохранительных органов, которые пытались выяснить цепочки распространения провокационной информации. Если это так, то жаль, что идеологи этого проекта не думают о последствиях. Они же разжигают межнациональную вражду, занимаются подстрекательством, но не задумываются о том, что в их аферу втянуты дети».

Ксенофобские настроения в среде пермской молодежи, готовой за непонятную идею совершить реальные преступления, вызвали серьезную обеспокоенность пермского омбудсмена Татьяны Марголиной. По ее мнению, «подумать об ответственности за возможную трагедию должны те, кто призывает к националистическим действиям через социальные сети и СМИ, порой становящиеся настоящими рупорами неконституционных заявлений».

Омбудсмен обратилась к пермским властям с просьбой принять срочные меры по профилактике антимигрантских настроений в обществе. «Учитывая то, что почти половина из пришедших на драку несовершеннолетние подростки, школьники, хочу подчеркнуть острую необходимость уделить внимание гражданскому образованию, – говорит уполномоченный по правам человека. – Не допустить Бирюлева – задача не только и не столько правоохранительных органов, сколько системы образования».