Остров свободы отпускают на свободу
Навстречу 55-летию кубинской революции
Свыше полувека назад молодые бородачи под водительством Фиделя Кастро вооруженным путем свергли диктаторский режим На волне всеобщей эйфории эту страну нарекли Островом свободы. Ныне она может похвастаться качественной медициной, низкой детской смертностью и всеобщим равенством в бедности

Свыше полувека назад молодые бородачи под водительством Фиделя Кастро вооруженным путем свергли диктаторский режим, обещали покончить с эксплуатацией человека человеком и с зависимостью от американского империализма. И тогда на волне всеобщей эйфории эту страну нарекли Островом свободы. Ныне она может похвастаться качественной медициной, высокой продолжительностью жизни, низкой детской смертностью и всеобщим равенством в бедности.
Именно это последнее обстоятельство вызывает недовольство населения, уставшего от карточной системы, рационирования продуктов питания и товаров массового спроса, дефицита жилья, многочисленных запретов, регламентации всех сторон жизни, отсутствия свободы слова, несменяемости руководства. Следствием этого стало возникновение диссидентского движения, массовая легальная и нелегальная эмиграция, создание зарубежных диаспор, обретших значительный вес и влияние в ряде стран, прежде всего в Соединенных Штатах. Всего выехало примерно 0,5 миллиона человек, в основном врачи, инженеры, преподаватели, квалифицированные рабочие. Большинство обосновались в Майами, во Флориде. Все неплохо устроились, но мечтают вернуться на родину.
Котел всеобщего недовольства мог взорваться в любой момент. В сложившихся условиях, дабы избежать непредсказуемых и неконтролируемых последствий, власть слегка приподняла крышку и выпустила пар. Микроскопические перемены стали осуществляться сразу же после смены первых лиц. Тяжелая болезнь патриарха вынудила его передать бразды правления своему младшему брату, отнюдь не молодому, но энергичному 76-летнему Раулю, тоже ветерану революционных битв.
Выступая на заседании парламента, он заявил, что не «следует ссылаться на экономическое эмбарго в качестве причины умалчивания собственных ошибок». Отметил, что существует слишком много запретов, приносящих больше вреда, чем пользы. Все началось с бытовых мелочей. Людям разрешили замену старых, давно исчерпавших свои ресурсы холодильников на агрегаты китайского производства. Они предоставлялись в рассрочку на условиях льготного кредита. Позднее сняли ограничения на пользование мобильными телефонами. В свободной продаже появились соответствующие аппараты, а также DVD-плееры.
Вслед за этим индивидуальным крестьянским хозяйствам начали выделяться в безвозмездное пользование без права продажи или передачи в наследство пустующие и залежные земли размером до 5 гектаров в расчете на семью. Эта мера преследовала ряд целей, прежде всего увеличение поставки на продовольственный рынок овощей, фруктов, кофе и табака.
Позднее последовали другие, не менее значимые шаги. Официально разрешили продавать, покупать, обменивать жилье, владеть городской недвижимостью и дачей. 13 января 2013 года вступил в силу поистине судьбоносный закон о беспрепятственном выезде за границу граждан, за исключением тех, кто является носителем секретов.
В октябре того же года было принято решение в перспективе отказаться от параллельных валют, введенных с 1994 года. Они продолжают циркулировать и поныне. Одна — это песо, в котором большинство получают заработную плату, пенсии, расплачиваются за продукты повседневного спроса и услуги. Другая валюта — эквивалентное доллару твердое песо, позволяющее отовариваться в специальных магазинах. Это порождает недовольство, спекуляцию и черный рынок.
В контекст перемен вписываются и иные новации. Ограничено пребывание на выборных должностях двумя сроками по 5 лет. Кроме того, на пост первого заместителя председателя Государственного совета впервые выдвинули деятеля, родившегося после 1959 года. Им стал 52-летний Мигель Диас-Канель. Сменились редакторы двух существующих газет Granma и Juventud Rebelde. Они стали чаще публиковать статьи о реальном положении дел. К сказанному добавим, что ныне свыше 500 тысяч людей трудятся в частном секторе. Намечается дальнейшее сокращение бюрократического аппарата.
Разумеется, на фоне латиноамериканских соседей, включая и дружественные боливарианские государства, где в определенных пределах допускается политическая конкуренция, сдвиги на Острове свободы кажутся ничтожными. Но главное, что под них подведена теоретическая база в виде высказывания Фиделя Кастро, который в сентябре 2010 года в беседе с американским журналистом Джоном Голдбергом в сердцах заявил: «Кубинская модель уже не функционирует даже у нас».