Original Material
Образцово-показательная революция
Дневник специального корреспондента Радио Свобода в Киеве
Выходные в Киеве оказались богаты на события, впрочем, здесь ими богат каждый день и каждая минута. Из Москвы могло показаться, что предложение Виктором Януковичем премьерского поста Арсению Яценюку – тот самый политический выход из ситуации, серьезная уступка, начало конца Майдана, который теперь может постепенно расходиться. Но нет, так могло показаться только извне этого мира. Внутри него фамилии тех, кого называют "лидерами оппозиции" – Виталия Кличко, Арсения Яценюка и реже Олега Тягнибока, – вызывают разве что ухмылку.
Ответ прожженного огнями костров, избитого, покалеченного спецназовскими пулями Майдана политикам был однозначен и предсказуем: мы идем до конца – с вами или без васДиспозиция силового противостояния к тому времени несколько изменилась. У власти неожиданно появилась база в тылу. Днем журналистка "5 канала" случайно заметила, как в расположенное за Европейской площадью здание "Украинского дома" спецназовцы из "Беркута" заводят шеренги солдат (позже выяснилось, что это были курсанты академии МВД). Когда-то в этом здании позднесоветской постройки был музей Ленина, в последние годы – площадка для выставок, пресс-центры крупных мероприятий, а также музей истории Киева. Один из лозунгов Майдана – "С нами Бог!", и уже в воскресенье многие люди в разговорах со мной отмечали в истории с "Украинским домом" именно фактор случайности, божьего провидения, чуда – так что девушка, заметившая маневр, может войти в историю Киева, как гуси вошли в историю Рима.
Переговоры о сдаче Украинского дома длились полночи. Несколько раз по толпе проносились крики: "Выходят, выходят!" – для выхода милицейских курсантов и "Беркута" был оставлен специальный коридор. Но только около 4 часов утра, после того как внутри побывал Виталий Кличко и священники, все наконец свершилось. Несколько сотен человек вышли из здания и отправились вниз, на Подол, тем же путем, каким попали сюда. Ликованию людей не было предела: после разочарования от итогов переговоров это стало хорошим допингом.
Да и практическая польза от занятого здания может быть немалой, не говоря даже о предотвращенной стрельбе с крыши по митингующим. Здесь планируется организовать пресс-центр "Евромайдана". Для работы журналистов в Украинском доме есть все необходимое, да и еще один пункт обогрева протестующих явно не помешает. Морозы в Киеве поспорят по упорству с участниками протестов. С утра здесь уже вовсю шла уборка, разбитые окна заделывали подручными средствами, все материальные ценности были сразу взяты под охрану. Досталось разве что концертному роялю, хотя, кто знает, смутил ли душу инструмента тот факт, что извлекать музыку революции с помощью его клавиш сел человек в мотоциклетном шлеме:
Я разговорился с людьми, которые согласились пустить меня на охраняемую территорию второго этажа. Здесь подобралась разношерстная компания. Николай Наумов из Ялты рассказывал мне, что работал с отцом Януковича. "Дядя Федя был уважаемым человеком, он учил меня водить паровоз (см. биографию Федора Януковича – например, здесь). Но сын его уже тогда был мелким бандитом, причем жил не по понятиям. Мы, например, знали, что нельзя обижать младших и слабых, потому что если об этом узнают старшие, нам не поздоровится. Он тоже знал, но у него была серьезная "крыша". И обижал, и воровал, и дел на него в милиции была целая пачка".
В воскресенье в Киеве, в Михайловском соборе, прощались с погибшим активистом "Евромайдана" из Белоруссии Михаилом Жизневским. Площадь до горизонта была заполнена людьми, минуты траурной тишины сменялись скандированием "Герои не умирают, умирают враги".
Дневник специального корреспондента Радио Свобода в Киеве
Текст скопирванwidth px height px
The URL has been copied to your clipboard
No media source currently available
0:00 0:06:15 Скачать медиафайлВ глазах, которые только и видно через защитные маски людей с баррикад, были слезы. Общий настрой на эту минуту таков: отставка Януковича, наказание и люстрация стрелявших в людей "правоохранителей", новые президентские выборы. Революция на Украине (это слово-действие звучит уже в разы чаще, чем собирательно-бездейственное "майдан") получается образцово показательным примером для учебников истории, это уже поняли ее участники и они хотят войти в эти учебники без новых имен и фамилий погибших.