Басманный суд Москвы отправил Навального под домашний арест
Басманный суд Москвы в пятницу принял решение изменить Алексею Навальному меру пресечения с подписки о невыезде на домашний арест по так называемому делу Yves Rocher.
Срок домашнего ареста - до 28 апреля. Согласно решению судьи Артура Карпова, Навальный не имеет права покидать пределы своего жилища, общаться с кем-либо, кроме близких родственников, адвокатов и следователей, получать и отправлять корреспонденцию, использовать средства связи и интернет, а также общаться со средствами массовой информации. Оппозиционер вправе лишь звонить в экстренные службы, причем о каждом звонке он должен сообщать следователю. В постановлении говорится, что суд не находит оснований для избрания более мягкой меры пресечения в виде залога, передает "Интерфакс".
Навальный в самом начале заседания заявил отвод судье, поскольку считает того заинтересованным лицом. Адвокат оппозиционера Вадим Кобзев зачитал письменное ходатайство, из которого следует, что судья Карпов ранее отклонил четыре жалобы его клиента на действия следователя.
- Домашний арест Навального дружно осудили правозащитники и представители оппозиции
Прокурор и следователь не согласились - по их мнению, предшествующие свои решения судья Карпов принимал в соответствии с законом, передает ИТАР-ТАСС. В итоге отвод судье был отклонен. После этого следователь сообщил суду, что срок следствия по делу о мошенничестве с имуществом компании Ives Rocher продлен до 13 июня 2014 года, и попросил суд приобщить эти сведения к материалам дела.
Интернет-газета "Грани.ru" публикует видео из здания суда.
"Склонен к противоправным действиям"
Далее следователь заявил суду: "У следствия есть сведения, которые позволяют утверждать, что поведение Навального является преступным, и он склонен к противоправным действиям". Затем он поведал суду о неоднократных нарушениях Навальным меры пресечения: "Дважды выезжал в Одинцовский и дважды в Серпуховской район Московской области без уведомления следователя".
Заодно представитель Следственного комитета напомнил суду о вынесенном Навальному приговоре по "делу Кировлеса", а также нарушении им Административного кодекса в ходе несанкционированных акций протеста в Москве.
Помимо изменения меры пресечения, следствие просило запретить Навальному общаться с кем-либо, кроме адвокатов, следователей и близких родственников, а также ограничить его в использовании интернета и средств связи.
Навальный понял, чего хочет СК
Навальный в ответ заявлял, что считает ходатайство следствия попыткой воспрепятствовать его политической и антикоррупционной деятельности, а также ударить по его карману. "Если следствию не нравится, что я хожу на митинги, они могут запретить мне это делать", - цитирует его "Интерфакс". Также Навальный сообщил, что он постоянно являлся к следователю и отчитывался о ходе ознакомления с делом. "Мы ознакомились с 70 томами за 60 рабочих дней", - уточнил он.
Запрет на пользование интернетом лишит его семью средств, заявил Навальный. "У меня счет в "Сбербанке", в начале года я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Чтобы зарабатывать деньги, мне нужен постоянный доступ в интернет. Кто тогда будет кормить моих детей, обеспечивать мне защиту?" - задал оппозиционер риторический вопрос.
Также запрет на использование интернета парализует работу созданного им Фонда борьбы с коррупцией и его блога, добавил Навальный.
Защита просила отпустить Навального под залог в полмиллиона
Его защита со своей стороны просила суд смягчить меру пресечения и отпустить оппозиционера под залог в 500 тысяч рублей. Деньги могут быть переданы его родственниками в установленном законом порядке, заявил адвокат Вадим Кобзев. Однако суд отклонил это ходатайство.
Теперь защита готовится обжаловать решение о домашнем аресте. "Из постановления, которое было оглашено, следует, что судья расширил те запреты, о которых просило следствие. Добавлено ограничение на комментарии относительно расследования данного уголовного дела. Это выходит за рамки УПК. Данное постановление будет обжаловано и, как мы надеемся, отменено", - сказала адвокат Ольга Михайлова журналистам.
Примерно с 09:00 к зданию суда на Каланчевской улице стали подтягиваться сторонники Навального и представители различных СМИ. Обстановка у суда была спокойной, никаких эксцессов не зафиксировано. Около здания выставили металлические ограждения, однако проход граждан никак не ограничивался, у здания дежурили полицейские. Среди тех, кто пришел поддержать Навального, были замечены бывшие участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина.
Самого Навального доставили в Басманный суд из следственного изолятора, где он с 25 февраля отбывает недельный административный арест за участие в несанкционированной акции в поддержку осужденных фигурантов "болотного" дела (к слову, сегодня адвокаты осужденных обжаловали приговор Замоскворецкого суда).
Дело Yves Rocher
По "делу Yves Rocher" Навальный проходит обвиняемым вместе со своим родным братом Олегом. По версии следствия, Навальный создал ООО "Главное подписное агентство" (ГПА), а его брат Олег, являвшийся в 2008 году начальником департамента внутренних почтовых отправлений "Почты России", убедил представителя косметической компании Yves Rocher заключить договор на грузоперевозки с ГПА, в результате чего компании был причинен ущерб в 26 миллионов рублей. Также братьев Навальных обвиняют в хищении обманным путем свыше 4 млн рублей у "Многопрофильной Процессинговой Компании" и отмывании более 21 млн рублей.
Сам Навальный связывает намерение следователей отправить его под домашний арест с резонансным докладом созданного им Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК) об Олимпиаде в Сочи. "Опубликование фактов коррупции, в которой замешаны ближайшие друзья Путина... вызвало сильное раздражение", - пояснил он журналу The New Times.
Адвокаты Навального заявляли накануне сегодняшнего заседания, что тому запрещено покидать пределы Московской области, а не Москвы, и никаких законных оснований для изменения меры пресечения нет. А запретом на пользование интернетом и средствами связи СК хочет лишить Навального возможности вести свой блог и координировать деятельность по антикоррупционным расследованиям, считают защитники.
Соратники Навального, в свою очередь, опасаются, что его заключение под домашний арест может отрицательно сказаться на работе ФБК и усложнить положение сторонников оппозиционера на сентябрьских выборах в Мосгордуму.