Дата
Автор
Екатерина Селиванова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Естественные преграды

Как Россия будет обеспечивать два миллиона новых граждан

Крым мало присоединить. Более двух миллионов человек местного населения надо обеспечить всем необходимым, а главное — пресной водой, которая на полуострове на вес золота. Готова ли к этому Россия — выяснял The New Times

Крымские порты технически пока не готовы стать главным каналом снабжения полуострова из России. Керчь, 3 марта 2014 г.

28 марта стало известно: правительство России одобрило дополнительную финансовую помощь Крыму и Севастополю в размере 13,1 млрд рублей. Деньги будут выделены из дополнительных средств, заложенных в бюджете РФ на 2014 год.

«Озвученные 13 млрд — это только начало, — пояснил на условиях анонимности источник The New Times в администрации президента. — В них не заложены решения проблем, которые еще только обсуждаются, — обеспечение водой и электричеством, социальные обязательства и прочее». В целом же, по признанию чиновника, Крым обойдется России «в разы, если не в десятки раз дороже».

Времени на раскачку у Москвы нет. Перед Крымом уже встал целый ряд проблем, требующих оперативного решения.

Украинский вентиль

Первая и главная из них — вода. Она поступает в Крым из Днепра через Северо-Крымский канал, который на территории полуострова разделяется по нескольким направлениям и уходит в коллекторы. «Недаром в Крыму даже в советское время все эти водные артерии охраняли как зеницу ока — там военные реально с автоматами дежурили, не давали никому ни пикники устраивать, ни купаться, ни даже просто подходить», — вспоминает Алексей Безбородов, директор исследовательского агентства InfraNews. Он сейчас работает в Москве, но сам родом из Севастополя.

Собственные источники воды на полуострове есть только в горах — это порядка 20% от необходимого объема. Остальные 80% поступают из Северо-Крымского канала в степные районы, северный и восточный Крым. Коктебель, Феодосия, Керчь, Симферополь, Севастополь — все они полностью зависят от днепровской воды.

Что будет, если Украина перекроет воду Крыму? Может ли Россия обеспечить полуостров этим ресурсом?

«Любое отключение приведет к серьезным проблемам. В прежние годы во многих городах Крыма и так были проблемы, потому что вода подавалась по часам, как в том же Севастополе — по два часа утром и вечером. Совершенно непонятно, как быть, если не будет заполнено Симферопольское водохранилище: оно питает Симферополь, а это практически 400 тыс. жителей», — говорит Тарас Березовец, директор киевской компании стратегического консалтинга Berta Communications.

Алексей Скопин, завкафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ, сказал The New Times, что никаких иных вариантов, кроме днепровской воды, у Крыма на сегодняшний день нет и быть не может. «Существуют водоопреснительные установки, но это ограниченный объем, — утверждает Скопин. — Это в энергетике можно поставить кучу установок и получать таким образом больше энергии, но с водой так сделать нельзя». В принципе, вопрос с питьевым водоснабжением решить можно, оговаривается эксперт, но для масштабов сельского хозяйства водоснабжение без участия Украины наладить не удастся.

С одной стороны, Украина получает за воду хорошие деньги, ей выгодно обеспечивать Крым водой. «Другой вопрос, насколько адекватные люди будут принимать решения «сверху». Так что вполне вероятно, что в этом году сельское хозяйство Крыма может быть парализовано», — предположил Алексей Скопин.

Впрочем, перекрытие Северо-Крымского канала — это крайний вариант, возможный лишь при серьезнейшем обострении ситуации в отношениях между Киевом и Москвой. Во всяком случае, 28 марта вице-премьер и глава Минрегиона Украины Владимир Гройсман заявил, что подача воды в Крым прерываться не будет. Правда, одновременно он поручил «отработать механизм взаиморасчетов с крымскими предприятиями-водопользователями». А это означает, что Киев, скорее всего, просто повысит плату за воду. Ранее украинское правительство уже заявляло, что рассматривает возможность поставлять Крыму воду и электроэнергию по «мировым ценам».

По словам Тараса Березовца, переход на «мировые цены» означает рост тарифов на эти ресурсы в 3–5 раз. Сейчас, к примеру, население Симферополя платит за кубометр холодной воды примерно 12,3 рубля, в Севастополе — 13 рублей. Это намного меньше среднего тарифа по России (21 рубль). Если тарифы вырастут даже в два раза, вода для крымчан станет дороже, чем для жителей «большой земли».

Нажмите, чтобы увеличить картинку

ЛЭП через пролив

С электроэнергией все примерно так же, как и с водой. Украина поставляет на полуостров 80% потребляемой электроэнергии по сети линий электропередачи через Перекопский перешеек и полуостров Чонгар. Поставщик — Крымская электроэнергетическая система, дочернее предприятие украинской государственной компании «Укрэнерго». Остальные 20% обеспечивают крымские компании.

Расклад по потреблению в Крыму таков: на население приходится 46% электроэнергии, 17,6% — на промышленность, 6,7% — на сельское хозяйство.

Тарас Березовец из Berta Communications напоминает, что Украина поставляет по рыночным ценам электроэнергию в Венгрию и Румынию, и вероятно, Крым теперь будет платить по таким же тарифам. В пересчете на рубли в 2013 году стоимость электроэнергии в Венгрии составляла 6,14 рубля за кВт/час, в Румынии — 5,81. А вот жители Севастополя, например, платили всего 1,1 рубля за кВт/час.

Правда, в отличие от истории с водой тут есть выход. Если Россия построит Керченский мост и проведет по нему линии электропередачи, проблема энергозависимости Крыма от Украины будет решена.

Вячеслав Бабурин, завкафедрой экономической и социальной географии России МГУ, сказал The New Times, что лучше всего строить через Керченский пролив полимагистраль, где пойдет и транспорт, и электроэнергия, и даже вода. «Есть мощнейшая организация — «Олимпстрой», которая закончила строительство олимпийских объектов в Сочи. У них невостребованная база сейчас, что даже хорошо — появился новый огромный объект, — говорит Бабурин. — Еще будет вполне логично, если через пролив будут действовать два железнодорожных перехода и два автомобильных. Нужно на всякий случай делать и переход линии высоковольтной передачи, чтобы подключить Крым к единой системе энергоснабжения РФ».

Правительство России об этом проекте уже задумалось: министр транспорта Максим Соколов даже назвал необходимый объем инвестиций — 50 млрд рублей (это мост, электрокабели, водопровод и газовая труба). Правда, на реализацию уйдет минимум 3,5 года.

«Так что зависимость инфраструктуры от развития политических отношений сохранится еще на несколько лет», — резюмирует Бабурин.

Банковский цугцванг

Другая сфера крымского хозяйства, где тоже будет сильно ощущаться влияние «большой политики», — банковская система.

Во-первых, российские банки, которые решатся работать в Крыму, рискуют попасть под санкции со стороны США и ЕС. А во-вторых, 20 марта Верховная рада приняла в первом чтении законопроект «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины». Он предусматривает наказание сроком до 10 лет тюрьмы за «коллаборационизм»: украинским предприятиям и организациям будет запрещена любая хозяйственная деятельность в Крыму, требующая лицензий, разрешений или сертификатов.

«Украинские банки, если они продолжат работу в Крыму, как говорится, «попадут», — поясняет начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (БКФ) Максим Осадчий. — В Крыму у «ПриватБанка» (крупнейший банк Украины. — The New Times) осталось огромное количество отделений. В каком формате он будет работать на полуострове? Захочет ли Игорь Коломойский, владелец «ПриватБанка», сесть в украинскую тюрьму? Вряд ли».

Принятие Верховной радой «устрашающего» законопроекта в первом чтении больше напоминает политический демарш с целью выпустить пар, — возражает московскому эксперту Николай Перзеке, специалист по банковским операциям из Таврического национального университета Крыма. По его мнению, Рада «одумается и не примет этот закон»: «Ведь от него серьезно пострадают украинские банки: у них здесь (в Крыму) всё. А так придется даже помещения продавать за гроши».

Собственно крымских банков, поясняет Перзеке, на полуострове только два — Черноморский банк реконструкции и развития и Морской банк. Остальные же — филиалы банков из других украинских городов. Но большинство местного населения пользовалось услугами «ПриватБанка», через который шли и все транзакции по пластиковым картам. Поэтому сейчас, когда этот банк в Крыму не функционирует, пользоваться карточками крымчане не могут. Россия пытается решить проблему с помощью ввоза наличных: пенсии на днях уже выдали рублями, в рублях же, по словам Николая Перзеке, обещана и ближайшая зарплата сотрудникам госучреждений.

Впрочем, вопрос с безналичными платежами тоже можно решить. «Хороший пример был в Приднестровье, — напоминает Тарас Березовец. — Там действует своя собственная платежная система «Радуга». Это обычные карточки, но ими нельзя пользоваться за границей». Эксперт предположил, что России, возможно, придется создать отдельную платежную систему и для Крыма. Правда, «сугубо крымскими картами жители полуострова не смогут пользоваться даже в самой России».

Своими силами

А вот продовольственную проблему — даже при отсутствии сухопутного сообщения с Россией — эксперты называют в числе наименее сложных.

Крым — это крупный аграрный регион, который производит более миллиона тонн зерна в год, на Украине он был одним из ведущих центров овощеводства.

«Местное сельское хозяйство достаточно хорошо развито — есть и овощи, и фрукты, и мясное производство, — говорит Алексей Безбородов из InfraNews. — По сути, довозить нужно 20–30% для более продвинутых потребителей — условно говоря, разносолы: макароны из твердых сортов, какие-то специфичные мясопродукты».

Поставлять все необходимое большими грузовыми судами будет проблематично, потому что, по словам Безбородова, крымские грузовые порты используются в основном для экспорта, мощности у них слабые, оснащение древнее: «В эти порты не вкладывались средства уже, наверное, лет 30».

Зато каждый порт оснащен так называемыми аппарельками для подхода паромов. «Для снабжения полуострова таких паромов вполне достаточно», — уверен эксперт.

Что касается нефтепродуктов, то на полуострове нет своего производства, но, по словам Алексея Безбородова, и эта проблема решаема: «Подгоняется стандартный танкер в каботажном сообщении с дизелем и бензином, выгружается на Феодосийской нефтебазе, потом содержимое развозится автоцистернами по всему Крыму». В итоге выйдет даже дешевле, чем через Украину. «Там все топливо дороже минимум на 20%, хотя акцизы примерно такие же, как в России», — поясняет Безбородов. Нефтяной терминал в Феодосии достаточно современный (там когда-то работал ЮКОС), и мощность у него достаточная, чтобы обеспечивать весь Крым нефтепродуктами в любом виде.

Впрочем, перечень бытовых проблем, с которыми столкнутся или уже столкнулись крымчане и решать которые придется России, водой, светом, топливом и деньгами не исчерпывается.

Во-первых, остаются вопросы связи. В Крыму примерно полтора миллиона абонентов украинских операторов, у многих родственники на Украине. По каким тарифам они теперь будут звонить — вопрос.

Во-вторых, всем крымским бизнесменам придется решать вопросы с лицензиями: выданные украинской стороной разрешения на предпринимательскую деятельность теперь недействительны. А за оформление документов ведь нужно платить. По большому счету переоформлять придется вообще все, в том числе и право собственности на землю.

Так что в обозримом будущем Крым так и останется горой на плечах России и ее налогоплательщиков.

фото: Darko Vojnovic/AP/East New