После гибели 40 человек на демонстрациях в Венесуэле власти и оппозиция страны начали переговоры, чтобы прекратить насилие
В Венесуэле политики пытаются остановить гибель людей: президент Николас Мадуро и лидеры оппозиции проводят переговоры на фоне многодневных кровопролитных протестов в стране. В открывшемся вечером в четверг по местному времени (утро пятницы по Москве) круглом столе приняли участие, помимо официальных чиновников, апостольский нунций в Венесуэле Альдо Джиордано, главы МИД Бразилии, Колумбии и Эквадора. Они присутствовали в качестве наблюдателей. Отметим, что встреча властей и оппозиции страны была организована при посредничестве глав МИД стран Союза южноамериканских наций UNASUR и Ватикана.
Переговоры, которые транслировались в прямом эфире по телевидению и радио Венесуэлы, были заявлены для обсуждения путей урегулирования конфликта в стране, сообщает The Washington Post. В результате демонстраций, которые не прекращаются уже на протяжении почти двух месяцев, погибли по меньшей мере 40 человек, более сотни людей были ранены. Последней жертвой стал полицейский, его застрелили в городе Баркисимето на северо-западе Венесуэлы.
Первые молодежные манифестации прошли 12 февраля - в День молодежи - в столице и крупных городах страны. Демонстранты выступали против высокой стоимости жизни, инфляции и преступности. Акции протеста переросли в столкновения демонстрантов с полицией, после чего манифестанты потребовали расследовать гибель людей, прекратить преследование активистов оппозиции и деятельность проправительственных вооруженных отрядов. Всего за время акций были задержаны более двух тысяч человек. До сих пор под арестом находятся около 170 венесуэльцев.
Мадуро: к диалогу открыт, к соглашениям не готов
Встречу открыл президент страны Николас Мадуро - он первый выступил с речью, которая длилась около получаса. Глава государства заявил, что все участники переговоров, несомненно, стремятся к установлению "мирной модели сосуществования всех политических течений, демократии и взаимному уважению". Он добавил, что встречи предполагают обмен мнениями о дальнейшем будущем страны. "Я, как президент, всегда открыт к диалогу", - отметил Мадуро, однако подчеркнул, что пока не планирует заключать какие бы то ни было соглашения с оппозицией: "следует избегать нереалистичных ожиданий".
Мадуро объяснил, что стал бы предателем, если бы начал обсуждать смену политического курса, отказываясь от "завоеваний революции". Он признал, что в стране есть проблемы - "как и у всякого другого государства". При этом он подчеркнул, что митинги вопросов не снимают. Президент призвал участников встречи "осудить насилие как средство достижения политических целей" и предложил оппозиции разработать "совместный план" по борьбе с преступностью.
Следом за лидером страны выступили и другие политики - 11 сторонников и столько же противников действующей власти. И те, и другие обратились к представителю Римско-католической церкви с просьбой быть "добросовестным свидетелем".
Исполнительный директор объединения оппозиционных партий "Демократическое единство" Рамон Гильермо Авеледо заявил, что подобные встречи должны проходить регулярно, а не "в исключительном порядке". По его словам, главной целью является искоренение насилия в стране. Однако в первую очередь он имел в виду, по всей видимости, именно "узаконенное насилие". Авеледо призвал к разоружению "организаций, де-факто ставших полувоенными", имея в виду проправительственные группировки. Подобные кооперации, по заявлениям оппозиции, имеют огнестрельное оружие и периодически применяют его.
Авеледо также выступил за прекращение "цензуры и самоцензуры", осудил использование средств массовой информации для государственной пропаганды (отметим, что венесуэльские телеканалы практически не освещают антиправительственные протесты. А к иностранным, которые посвящают свои выпуски событиям в Венесуэле, применяются санкции).
Оппозиция хочет амнистии. Власть - признания
Глава МИД страны Элиас Хауа напомнил о другой важной проблеме: официально представители оппозиции до сих пор не признают правительство. По его словам, согласие с итогами выборов является "принципиальным вопросом" - ведь выбор народа определяет модель развития государства. Со своей стороны лидер оппозиционной партии "За справедливость" Энрике Каприлес заявил, что считает неприемлемыми методы управления страной. По мнению Каприлеса, руководитель страны не должен называть оппозиционеров "фашистами" и угрожать тем, чье мнение расходится с его собственными взглядами. "Мы расскажем всю правду, страна откроет глаза и увидит, что нужны перемены", - цитирует слова оппозиционера The Buenos Aires Herald.
Некоторые оппозиционные партии отказались от участия во встречах до тех пор, пока не будет освобожден оппозиционер Леопольдо Лопес, объявленный в розыск за организацию протестных акций. Беспартийная ныне оппозиционерка Мария Корина Мачадо, ставшая наиболее видным представителем протестного движения в последние недели, написала в Twitter: "Не будем принимать участие в диалоге, который поддерживает диктатуру... Мы не можем вступать в переговоры, пока политзаключенные не вышли на свободу".
Следует отметить, что за время протестов значительно упали рейтинги как Мадуро, так и оппозиции. От погромов страдает экономика - например, транспортная сфера и бизнес. Это при том, что экономическая ситуация в стране, мягко говоря, не самая лучшая. В феврале годовая инфляция превысила 55%, торговцы опасаются новых раскулачиваний "капиталистических паразитов". Перебои с электричеством, нехватка основных товаров потребления (включая продукты и туалетную бумагу), высокий уровень преступности отнюдь не способствуют престижу властей.
Шестилетний срок Мадуро заканчивается в 2019 году. Однако его политические противники рассчитывают отстранить его от власти уже в 2016-м, проведя референдум.