На Смоленском лютеранском кладбище
Традиционный субботник на самом красивом и самом запущенном кладбище города
Наш традиционный весенний субботник на Смоленском лютеранском 26 апреля прошел непосредственно после многолюдного официального субботника Комитета по экономической политике и потребительскому рынку.
Так совпало: официальный общегородской субботник пришелся на день рождения "Красивого Петербурга". В связи с чем нам накануне неоднократно звонили с увещеваниями отменить свой неформальный субботник – как бессмысленный и направленный не на конструктив, а на самопиар или дискредитацию комитета... Даже если бы и захотел, ничего отменить я бы не смог: информация распространялась по совершенно неожиданным каналам.
Среди пришедших 15 человек был один градозащитник, один сотрудник центра экспертиз ВООПИиК, все остальные – люди самых различных кругов, кто-то подписан на рассылку "Красивого Петербурга", кто-то узнал от коллег. Действительно, в этом году все выглядело иначе, чем в предыдущие годы работы на Смоленском лютеранском.
Еще лет пять назад кладбище выглядело безнадежно запущенным и грязным, и весной приходилось убираться по два-три раза; тогда на уборку мусора выходили готы, работать с ними одно удовольствие: точные, самодостаточные, немногословные и очень добросовестные...
Несколько лет на кладбище шло тотальное благоустройство; оно не коснулось разрушенных вандалами и временем надгробий, зато замостили дорожки, расчистили от сухостоя и зарослей целые участки и т. д.
В прошлом году Совет по сохранению культурного наследия при губернаторе посвятил свое заседание судьбе петербургских некрополей, специально выделив задачу охраны полуразрушенного кладбища. Осенью и зимой сперва "Красивый Петербург", а потом муниципалы-яблочники провели субботники с фотоинспекцией удручающего состояния надгробий, выявив, в частности, многолетние помойки в склепах, и пожаловались в администрацию города.
А совсем недавно прошла информация, что с подачи "Яблока" губернатор готов придать некрополю статус мемориального. Красимир получил ответ, что весной Комитет по потребительскому рынку должен заняться очисткой склепов...
Так что были все основания надеяться, что официальный субботник на этот раз не превратится в формальность. К 11 утра не только по основным дорожкам, но и по периферийным участкам мусор был в основном убран – приятно посмотреть!
Вдоль центральной дорожки через каждые 50 метров оставались сметенные в кучи старые листья и мелкий полиэтиленовый хлам - очевидно, в ожидании какого-то транспорта, который должен будет все это вывезти
Вдоль центральной дорожки через каждые 50 метров оставались сметенные в кучи старые листья и мелкий полиэтиленовый хлам – очевидно, в ожидании транспорта, который должен будет все это вывезти.
Но вообще кладбище замусорено так, что никакой дополнительный рейд лишним не будет. Так что за полтора-два часа нашей работы легко набралось еще около 40 мешков мусора плюс старые ведра, покрышки, корыта, мотки ржавой проволоки, арматура и т. п. Все это мы сложили на той же главной дорожке в ожидании вывоза. Мусор из части склепов был убран, но многие свалки выглядят безнадежно: без техники невозможно извлечь многолетние залежи мусора из-под разрушенных плит перекрытий.
Ухоженный целый надгробный памятник на Смоленском лютеранском скорее исключение; большинство расколоты, обезображены, руинированы. Фрагменты крестов, плит, скульптур встречаются повсюду... Кладбище завалено мелкими ветками и сучьями, однако, по-видимому, это рабочий момент: повсюду следы недавних спилов и частично убранных поваленных стволов.
Хочется верить, что мы все вместе – и многолетними усилиями, и недавними громкими демаршами – сдвинули дело с мертвой точки. Но работы впереди море: подавляющее большинство красивейших надгробий разрушены, склепы провалены. Стоимость восстановления каждого в среднем оценивается в 1 млн руб. И кладбище еще долго будет лежать в руинах.
А наша задача – не дать им превратиться в свалку.