Дата
Автор
Екатерина Гениева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Екатерина Гениева: «Библиотека превращается в многонаправленный социокультурный центр»


Екатерина Гениева Екатерина Гениева: "Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому за будущее бумажной книги я не боюсь" Из архива ВГБИЛ

Интервью о книгах с филологом, библиотечным и общественным деятелем, директором Всероссийской библиотеки иностранной литературы, доктором педагогических наук Екатериной Гениевой. Беседовала Наталия Демина.

В каком возрасте вы научились читать, и какой была ваша первая книга?

Я научилась читать в четыре года, а свою первую книгу не помню. Кажется, это было что-то переводное с английского языка, это я потом поняла, что это переводное. Это была какая-то книжка, думаю, из библиотеки моей бабушки. Что-то о девочках. Помню очень хорошие иллюстрации, какие-то маленькие леди, что-то типа этого.

Были ли книги, как вы сейчас считаете, которые повлияли на вашу судьбу, на ваше становление?

Да, несомненно. Это, несомненно, Диккенс, который повлиял на мое становление как взрослого человека. Я даже могу сказать, что из его романов. Это «Дэвид Копперфильд» и «Большие надежды». Это, конечно же, постепенное чтение и перечитывание поздней поэзии Пушкина. Это те книги, которые я и перечитываю, и которые являются моими спутниками по жизни.

А были ли научно-популярные книги в детстве, которые вы читали, и вам было интересно?

Вы знаете, наверное, интереснее всего были исторические книги. Отчасти это было связано с тем, что я жила в такой полиязычной семье, моя бабушка говорила в основном по-французски. Поэтому для меня было большое откровение, когда в школе я узнала, что Великобритания нанесла Индии такой урон, мне казалось, что всё наоборот. У меня были какие-то другие источники моего образования.

Ваша семья выписывала научно-популярные журналы?

Журналы… Мой дед, конечно, потому что он занимался строительством и архитектурой. А вообще семья всегда выписывала литературные журналы, многочисленные журналы, даже когда был глухой дефицит.

Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?

Абсолютно не боюсь.

Что вам кажется, будет с бумажной книгой лет через 20?

Вы знаете, это на самом деле вопрос очень любопытный, потому что простой ответ на этот вопрос звучит так: электронная книга вытеснит печатную книгу. С другой стороны, когда ты идешь по выставке «Non/fiction», балдеешь от такого количества книг, и все хочется купить, то как-то задаешься вопросом: может быть, мы не правы в своих прогнозах?

Есть еще одна довольно любопытная штука, мне об этом сказал конферансье, с которым я вела презентацию в Швейцарии, технически развитой стране и так далее. Там возвращается печатная книга: её дарят на Рождество, на Новый год, на день рождения. Вы знаете, для людей действительно важно тактильное общение с книгой. Поэтому за будущее бумажной книги я не боюсь. Если вы задаете мне этот вопрос как руководителю библиотеки, тогда я должна бояться, что должно произойти с библиотекой?

Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?

Библиотека – место, где книжки хранятся, выдаются, возвращаются, – отчетливо превращается в такой многонаправленный социокультурный центр. А если она не превращается, то будущее её проблематично. Это мой главный ответ. Поэтому я думаю, что это общая тенденция развития библиотек.

Я не знаю, что будет лет через 20, на сегодняшний день это такая отчетливая тенденция. Я думаю, как хорошо, что в нашей библиотеке мы очень рано почувствовали эту тенденцию, поэтому мы оказались подготовленными к тому, что читатель в библиотеку приходит не столько ногами, сколько руками, через компьютер. На самом деле то, что происходит на книжной ярмарке, - это как бы расширенный вариант библиотеки. Если вокруг книги идет действо, обсуждение, то книга жива, а если нет, то этой жизни, может быть, и не будет.

Что за последние 2-3 года вам понравилось из книг? Что-нибудь порекомендовали бы из нон-фикшн?

Из нон-фикшн? Я порекомендовала бы, конечно, последнюю книгу Людмилы Евгеньевны Улицкой о военном детстве, замечательная книга. Я бы порекомендовала пока единственную книгу, принадлежащую перу Гарри Бардина «И вот наступило потом…». Я порекомендовала бы, наверное, книгу Даниила Александровича Гранина «Мой лейтенант», замечательная книжка. Я порекомендовала бы прочитать книги Дмитрия Быкова. Они, как мне кажется, просто неподъемные по размеру, но это не существенно, конечно. Его книга о Борисе Пастернаке очень, с моей точки зрения, достойная.

А в вашей жизни какую-то роль сейчас играют научно-популярные книги?

Я перечитывала Карнеги, это профессиональный, конечно, интерес. Книги по биологии. Я читаю, конечно, то, что связано с моей работой: тем, что такое библиотека, в чем феномен библиотеки, это классический нон-фикшн. Но понимаете, моя жизнь как директора библиотеки состоит из серии бесконечного количества документов, такой доведенный до абсурда нон-фикшн, так что времени на чтение, увы, не так много.

Спасибо за интервью.


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталия Демина Смотрите также: Лев Гудков, Борис Дубин Российские библиотеки в системе репродуктивных институтов: контекст и перспективы "Мы – единственная страна, которая имеет специальные детские библиотеки" Валерия Стельмах Современная библиотека и ее пользователи