Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Москва, поделись!

Мы, замороченные геополитикой, теряем свои истоки, свои малые города, которые неведомым промыслом еще хранят частицы нашей истории

Два старых русских города Романов и Борисоглебск (с 1918-го – единый город Тутаев), взирающие друг на друга с крутых волжских берегов, входили в дюжину жемчужин Золотого кольца России. Потускневшее украшение и по сей день радует Владимиром и Суздалем, но чудный камешек Тутаева выпал из оправы

За жителями этих мест немало ратных подвигов: романовская дружина, влившись в ополчение Минина-Пожарского, участвовала в освобождении Москвы. Советская власть нагрянула в декабре 1917-го, и очень скоро Романов-Борисоглебск, основанный дальновидными князьями в XIII-XIV веках, обустроенный позже рачительными купцами и ставший единым городом еще в 1822 году, лишился славного имени. Споры вокруг увековеченного бойца Ильи Тутаева, погибшего здесь при обстоятельствах не слишком героических, не утихают и сегодня. Можно только надеяться, что городам, давно перешагнувшим 700-летние юбилеи, вернут исконные имена.

Индустриальные Советы отметились здесь огромным моторостроительным заводом: комсомольская стройка, кормилец города. Тысячи приезжих разбавили и потеснили тихих горожан, и пролетарский правый берег - Борисоглебск - стал высокомерно взирать на скудный левый, бывший красавец-Романов. Сегодня многие площади завода в аренде, но тутаевцы горды тем, что это их моторы стоят на КАМАЗах, всегда первых на любых ралли.

Моста через Волгу, конечно, нет. Летом переправа на предприимчивых моторках занимает меньше минуты, на пароме чуть дольше. Оплата по московским меркам смешная – 25 рублей. А вот зимой… Общественного транспорта в обоих городах нет, только такси, всегда под рукой и тоже дешево – 50 рублей в любую точку. Правда, при средней заработной плате в 12-15 тысяч расход немалый, и потому местные ходят пешком. На обоих берегах сохранились парки советского периода, но дорожки давно забыли свое асфальтовое прошлое, а из растительности представлено исключительно полевое разнотравье. Зато некошеное и с дивным ароматом. Опрятный Ильич не оставлен цветами у своего подножия, а вокруг призрачные гипсовые пионеры. Картинка мистическая, думалось, такие «зоны» остались только в Чернобыле. Что удивительно: скульптуры ухожены и - никакого членовредительства. Отсутствие разрушительного энтузиазма кроется, наверное, в глубокой апатии тутаевцев: на любой вопрос по любому поводу ответ один - не знаю…

В 90-е годы храмы обоих городов возвратили церкви. На правой стороне, в Борисоглебске – краса и гордость Воскресенский собор. Роскошный фасад: фрески, изразцы, арки, наличники. Он так красив, что местные говорят, будто руку к собору приложили итальянцы. Левый берег, Романов, прячет в вековых кронах свои храмы, особенно нарядна яркая Казанская церковь с колокольней-свечой – знаменитая, всюду иллюстрированная. Сколько труда было положено на ее строительство: берег укрепляли камнями, которые собирались не без принуждения. При отсутствии диктата сегодня на склонах наблюдаются оползни, а берега круты, и что будет с этими красотами – бог весть. 200 лет назад петербургскими архитекторами была разработана «образцовая» серия жилых зданий, коих в сегодняшнем Тутаеве осталось на удивление много, но немногие сохранили старую выправку. Остальные…

Поэтому так обрадовал в Романове чистенький, нарядный особняк – бывшая усадьба дворян Зацепиных. Тем, что в городе сохранилась эта достопримечательность, мы обязаны семье Болдовских, когда-то живших в дворянском гнезде в коммунальных сотах, а затем выкупивших разрушенное строение в начале 90-х. И в какую это выросло историю! Родственник Болдовских, ярославский краевед В.Б. Новиков, заинтересовавшись судьбой бывших хозяев усадьбы, нашел потомков старого рода и вместе они возродили историю рода Зацепиных и связанных с ними семей (в родословном древе более 200 имен – с 1632 по 1998 годы). 600-страничный отлично изданный труд вышел в свет в 2012 году, но кто из тутаевцев об этом знает? Болдовские устроили на территории усадьбы небольшой музей городского быта, и это тем более необходимо, что государственный музей – особняк на улице Новинской закрыли, а экспонаты переправили в Ярославль. В старый музей водили школьников знакомить с бытом их предков, здесь много чего было, а главное – дух эпохи, который словами не передашь. Отобрали и это.

Несколько гостиниц на правой стороне легко справляются с наплывом туристов, а вот на левой стороне поселиться негде. Недоумение пропадает, когда выясняется, что в городе Романове нет канализации. И не было никогда. Ни при Романе Васильевиче в 1345 году, ни при Петре, ни при Советах. Правда, это спасает застройку от замков нуворишей, активно возводимых на правом берегу, но серые скворечники модели «М-Ж» в XXI веке и в 400-х км от столицы? Впрочем, Москва для Тутаева – мираж и несбыточность, а вот Ярославль рядом, и все, кто могут, стремятся туда: работа, досуг, цивилизация.

Мы, замороченные геополитикой, теряем свои истоки, свои малые города, которые неведомым промыслом еще хранят частицы нашей истории. Романово-борисоглебцы когда-то помогли Москве в момент решающий. Может, пора отдать долги и не мечтать веками о 3-ем Риме (где, кстати, с канализацией проблем не было), а стать, наконец, матерью русских городов?

На месте московской гостиницы «Россия», дававшей городу немалые доходы, вот-вот начнется вавилонское творение, которое потребует громадных денег на содержание очередной фантасмагории. А вот еще новость: в начале июня в Москве пройдут публичные слушания по «Проекту планировки части территории объекта природного комплекса №6 Центрального административного округа города Москвы «Сквер и парк Новодевичьего монастыря, включая прилегающую территорию улично-дорожной сети, в целях воссоздания храма». В нескольких метрах от Новодевичьего монастыря, в тихом зеленом скверике, стоит уже добротный закладной камень, на котором имена Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России Путина. Зачем в считанных метрах от старого намоленного Новодевичьего возносить очередной новодел – вопрос неразрешимый. Может, эти десятки миллионов московским властям (или – каким там еще?) передать городу Тутаеву на самые необходимые нужды? И это будет, действительно, делом праведным и Божеским.

Елена КАЗЕННОВА