Original Material
Обмен или сделка с террористами?
В США развернулась полемика вокруг обмена захваченного талибами американского солдата на заключенных Гуантанамо
Администрация президента США подверглась резкой критике за обмен американского военнослужащего Боу Бергдала, захваченного талибами в Афганистане 5 лет назад, на пятерых заключенных тюрьмы на американской военной базе Гуантанамо. Представители республиканской партии обвиняют Барака Обаму в сделке с террористами. Сторонники президента считают, что обмен Бергдала – это обмен пленными.Боу Бергдал пропал без вести в юго-восточной афганской провинции Пактика ровно 5 лет назад – в июне 2009 года. Некоторое время спустя талибы сообщили, что Бергдал (ему тогда было 23 года) у них в плену. Они распространили в интернете видеозапись, на которой был изображен Бергдал, и заявили, что освободят пленника, только если американские войска покинут Афганистан. Позднее, однако, талибы дали понять, что отпустят Бергдала на свободу в обмен на освобождение пятерых заключенных в Гуантанамо. Переговоры между США и талибами начались в мае прошлого года, когда те открыли свой офис в Катаре.
Боу Бергдал в плену у талибов:
В конце прошлой недели талибы передали Бергдала американским военным неподалеку от границы с Пакистаном, а в субботу президент Обама сам позвонил родителям солдата в штате Айдахо, чтобы сообщить им о радостной новости. На следующий день, принимая их в Белом доме, президент сказал, что на протяжении всех пяти лет, которые Боу Бергдал провел в плену, на родине о нем не забывали: "О нем не забыли жители его родного города в Айдахо, о нем не забыли военные, которые поддерживали его семью. И он не был забыт его страной, потому что Соединенные Штаты Америки никогда не бросают в беде своих людей в форме".
Обама поблагодарил всех, кто приложил усилия к освобождению Боу Бергдала, в том числе правительство Катара, которое согласилось принять на своей территории пятерых освобожденных в обмен на Бергдала заключенных Гуантанамо. В этой тюрьме на американской военно-морской базе на Кубе с 2001 года содержатся иностранные граждане, подозреваемые в причастности к террористической деятельности. Точные детали сделки с талибами огласке не предаются, однако известно, что пятерым освобожденным из Гуантанамо будет запрещено покидать Катар по меньшей мере в течение одного года. Как сказал президент Обама, правительство Катара заверило Соединенные Штаты, что, принимая заключенных, Катар предпримет меры к тому, чтобы те не угрожали безопасности США. Эта часть сделки вызвала возмущение в Афганистане: власти этой страны считают, что "катарский карантин" для освобожденных противоречит международным законам, и требуют их немедленного освобождения.
В США же после этой сделки подверглась резкой критике администрация президента Обамы. Сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн, в частности, потребовал, чтобы президент разъяснил, какие именно меры были приняты для того, чтобы освобожденные – "матерые террористы" – никогда более не воевали против США. С Маккейном согласен сенатор от Техаса, потенциальный кандидат Республиканской партии на будущих президентских выборах Тед Круз. В воскресенье его возмущенную речь можно было услышать в программе телеканала ABC:
Аналогичную точку зрения выразил влиятельный конгрессмен-республиканец Майк Роджерс, который в Палате представителей возглавляет комитет по вопросам национальной безопасности:
"Конечно, мы счастливы за семью Бергдала. Их родственник возвращается домой, – сказал Роджерс, выступая в программе телекомпании CNN. Однако методы, которые были использованы для того, чтобы добиться его освобождения, вызывают большую тревогу. Это сделка с террористами. Не будем забывать, что в таких регионах как Северная Африка, например, главный источник доходов "Аль-Каиды" – это выкупы за похищенных террористами людей. Освободив пятерых заключенных из Гуантанамо, мы дали понять, какую цену мы готовы заплатить за освобождение американца. Это ставит под угрозу безопасность наших солдат, остающихся в Афганистане. Террористы теперь знают, что, захватив одного американского солдата, они могут добиться освобождения пятерых своих соратников".
Администрация президента Обамы категорически отклоняет обвинения в том, что отныне она готова вести переговоры с террористами. Бергдал, заявляют представители администрации, был военнопленным, а практика обмена военнопленными в ходе вооруженных конфликтов, является общепринятой: "Мы не заключали никаких сделок с террористами, – сказал в интервью NBC министр обороны США Чак Хейгел. – Сержант Бергдал был военнопленным, а на войне переговоры об освобождении пленных являются нормальным процессом".
США не воюют с отдельными государствами, а с группировками, угрожающими безопасности США и их союзников. Это означает, что вопрос об обмене пленными приходится обсуждать и с нимиКритики действий администрации отмечают, однако, что переговорный процесс об обмене военнопленными можно было бы считать нормальным, если бы эти переговоры велись с властями государства, с которым США находятся в состоянии войны. Однако в данном случае речь идет о талибах, которых Соединенные Штаты считают террористами. Сторонники обмена возражают: в нынешнем мире США не воюют с отдельными государствами, а с группировками, угрожающими безопасности США и их союзников. Это означает, что вопрос об обмене пленными приходится обсуждать с представителями этих группировок.
Что касается самого Боу Бергдала, то в воскресенье он покинул Афганистан. Он пройдет медицинское обследование в американском военном госпитале в Германии и только после этого отправится на родину.