Удальцов выступил с последним словом, назвав бесчестьем признание вины, если не совершал преступления
Мосгорсуд, рассматривающий дело об организации массовых беспорядков, 8 июля заслушал последнее слово подсудимых - координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова и помощника депутата Госдумы Леонида Развозжаева, которых гособвинение потребовало приговорить к восьми годам колонии общего режима для каждого.
"Признавать вину, если ты не совершал преступления - это прямой путь к бесчестью. В этом я убежден и идти по этому пути не собираюсь", - сказал, обращаясь к суду, Удальцов. Вместе с тем, отмечает ИТАР-ТАСС, он выразил надежду, что суд сможет беспристрастно проанализировать все доказательства и убедиться, что в основе уголовного дела лежат провокации и фальсификации.
Удальцов подчеркнул, что не совершал инкриминируемые ему преступления. Это, по его мнению, было доказано в ходе судебного следствия. "Обвинение Удальцова в организации массовых беспорядков является абсурдным в связи с отсутствием самого факта массовых беспорядков", - заявил он.
В Twitter "Комитета 6 мая" говорится, что Удальцов назвал события 6 мая не массовыми беспорядками, а "провокацией властей с последующим разгоном мирной демонстрации". По его мнению, не было признаков преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ - поджогов, погромов, уничтожения имущества, применения оружия и взрывчатых веществ. "Типичная картина массовых беспорядков - когда толпа бьет витрины, переворачивает, поджигает машины. 6 мая такого не было", - настаивает Удальцов.
Он напомнил, что на предоставленных обвинением видеозаписях большинство пострадавших - это "избитые и окровавленные" гражданские лица, из которых ни одно не было признано потерпевшим, тогда как "потерпевшие" сотрудники полиции имели в основном царапины, ссадины и другие легкие повреждения или вообще никаких.
"Даже заключивший сделку со следствием Лебедев сказал в суде, что массовые беспорядки не готовились. Тем более, их вообще не было", - напомнил Удальцов, отметив, что третий фигурант дела, Константин Лебедев, пошел на сделку со следствием и дал признательные показания "фактически под принуждением, в обмен на смягчение наказания". "Он уже на свободе, а нам запросили по восемь лет", - добавил координатор "Левого фронта".
#БолотноеДело2 Удальцов:Если следовать версии обвинения, я по поручению Таргамадзе единолично злонамеренно согласовал с мэрией шествие 6 мая
— Комитет 6 мая (@help6may) 8 июля 2014
Сергей Удальцов также обратил внимание суда на то, что исходных видеофайлов, легших в основу разоблачительного фильма "Анатомия протеста-2", не существует, их "по неизвестной причине полностью уничтожили после выхода фильма". Сходным образом аудиозаписи Лебедева, которые были сделаны на неизвестном диктофоне, утеряны. "Если по публикациям "желтой прессы", каковой теперь является НТВ, сажать людей, это будет, так сказать, верх совершенства", - отметил Удальцов.
Выступая с последним словом, Удальцов также опроверг обвинения в получении денег от грузинского политика Гиви Таргамадзе. "Исходя из презумпции невиновности, хочу спросить у стороны обвинения - где те деньги, о которых они говорят? Где деньги?" - спросил он.
Также Удальцов отметил, что в оргкомитет по проведению митинга 6 мая входили люди самых разных взглядов. "Мог я сказать Акунину: иди на Болотную, избей пару полицейских?" - задался вопросом подсудимый. По его словам, обвинение включило в состав преступления организаторов согласованного митинга привлечь для участия в нем как можно больше людей, и отметил, что обвинение считает любой митинг попыткой организовать массовые беспорядки, а любую встречу или семинар - как подготовку к ним.
#БолотноеДело2 Удальцов: - В оргкомитете были люди самых разных взглядов. Мог я сказать Акунину: "Иди на Болотную, избей пару полицейских"?
— Комитет 6 мая (@help6may) 8 июля 2014
Удальцов призвал суд задаться вопросом, кто выложил на сайте ГУВД неправильную схему организации митинга, а затем убрал ее, и постараться ответить, мог ли сделать это Таргамадзе или он сами по указанию Таргамадзе.
Выступление Сергея Удальцова продолжалось более полутора часов, отмечается в Twitter, который ведется от его имени. Председательствующий судья предупредил, что из-за слишком продолжительной речи время, отведенное для выступления четверых адвокатов, будет урезано.
Ранее второй подсудимый, помощник депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонид Развозжаев, и его адвокат попросили судью Александра Замашнюка вынести оправдательный приговор, а гособвинение объявило вину подсудимых полностью доказанной и потребовало приговорить Удальцова и Развозжаева к восьми годам лишения свободы каждого.
Как отмечалось в публикациях российских СМИ, посвященных громкому делу, такой срок лишения свободы эквивалентен наказанию, предусмотренному для наркодилеров и разбойников. Самые яркие цитаты приводит в своем обзоре сайт "Заголовки".
Как ожидается, после заключительных слов адвокатов Удальцова суд удалится в совещательную комнату для вынесения приговора. Напомним, уголовное дело в отношении Удальцова и Развозжаева было возбуждено после проверки информации, изложенной в фильме НТВ "Анатомия протеста-2", где были продемонстрированы записи встречи российских оппозиционеров с грузинским политиком Гиви Таргамадзе. На них, как полагает обвинение, обсуждались планы организации массовых беспорядков. Заключенный под домашний арест Удальцов и содержащийся под стражей Развозжаев отказываются признавать свою вину.
Лебедев, ранее пошедший на сделку со следствием, дал признательные показания, обличающие Удальцова и Развозжаева, и выступил ключевым свидетелем обвинения на процессе против бывших соратников. Он получил 2,5 года колонии, но даже не был отправлен туда - его держали в одном из столичных СИЗО, объясняя это необходимостью его участия в следственных действиях и в суде над Удальцовым и Развозжаевым. В мае он был освобожден условно-досрочно.
8 июля депутат Развозжаева Дмитрий Аграновский сообщил РАПСИ, что Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу его подзащитного в связи с его похищением и незаконной доставкой в Россию. ЕСПЧ, по словам адвоката, уже обратился к правительствам России и Украины с требованием дать разъяснения. Москву просят ответить на 18 вопросов, а Киев - на девять. В Страсбурге ждут ответов до 15 сентября.
Накануне стало известно, что Конституционный суд РФ отказался рассматривать жалобу Леонида Развозжаева по поводу сделки с правосудием. Развозжаев просил КС проверить на соответствие конституции главу 40.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, касающуюся так называемой сделки с правосудием. Заявитель полагает, что она неконституционна в той части, которая позволяет выносить приговор в отношении обвиняемого, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, прежде, чем будут осуждены другие фигуранты, такое соглашение не заключившие.
Конституционный суд направил уведомление заявителю о несоответствии обращения требованиям закона "О Конституционном суде РФ".