Amnesty International рассказала о пытках на Донбассе: и сепаратисты, и военные избивают людей, режут, угрожают убить
К похищениям и пыткам людей на юго-востоке Украины причастны и военные, и сепаратисты, утверждают правозащитники. Международная организация Amnesty International опубликовала данные о похищениях, избиениях и пытках, которым подвергаются участники протестов и журналисты в районе действия антитеррористической операции. Доказательства собраны в докладе озаглавленном "Похищения и пытки на востоке Украины".
Совсем недавно группа Amnesty International посетила Киев и юго-восточную часть Украины и зафиксировала заявления о похищениях и пытках, применявшихся вооруженными группировками сепаратистов и прокиевскими войсками. "В последние три месяца похищены сотни человек. Пришла пора подвести итоги событий и покончить с этой непрекращающейся отвратительной практикой", - заявил Денис Кривошеев, заместитель директора региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
По его словам, в большей части похищений следует винить вооруженных сепаратистов. Правозащитники располагают доказательствами того, что людей похищают и сторонники украинских властей, однако таких случаев значительно меньше. В организации утверждают, что большинство похищений являются политически мотивированными, но порой людей похищают и с целью получения выкупа.
"По мере того как прокиевские войска вновь берут под контроль Славянск, Краматорск и другие районы восточной Украины, практически ежедневно освобождаются новые пленники, и с каждым разом всплывают все более тревожные случаи", - рассказал Кривошеев.
Ужасающую историю рассказала Amnesty International 30-летняя украинская активистка по имени Анна. Девушка сообщила, что 27 мая ее похитили в Донецке вооруженные люди. Семеро человек ворвались в ней домой, когда Анна находилась в квартире вместе со своим возлюбленным. Они заявили, что являются представителями так называемой "Донецкой народной республики". После этого мужчины обыскали квартиру и, найдя украинский флаг и листовки, осуждающие сепаратизм, выгнали женщину и ее друга из дома, завязали им глаза и увезли на "допрос".
Как рассказала девушка, "следователь" задавал ей вопросы о "евромайдане", о ее гражданской деятельности, о жизни местных журналистов и активистов. Анна не стала разговаривать с похитителями, но ее предупредили: "Вы расскажете все - если вы не сделаете это, вас не освободят". По словам активистки, ее предупредили, что даже если она станет сотрудничать с похитителями, ее освобождения никто не гарантирует.
Анну удерживали в плену шесть дней, а затем освободили в обмен на других пленных. По словам девушки, "следователи" пытались найти у нее "проукраинские" татуировки, а также допрашивали с применением силы - избивали и резали руки ножом.
Девушка рассказала, как неизвестный мужчина во время "допроса" бил ее в лицо кулаком. "Старался ударить где только можно, а я прикрывалась руками... он рассердился, что я пытаюсь защититься... вышел и вернулся с ножом", - рассказала Анна. Судя по фотографиям, девушке пытались отрезать безымянный палец на правой руке, шрамы остались и возле локтя. Как пишет Amnesty International, во время встречи с правозащитниками у активистки на колене была заметна ножевая рана, а на указательном пальце - толстая повязка и пластмассовая шина. С пальца ей "срезали кожу, как с апельсина", рассказала Анна.
По ее словам, в конце допроса мужчина сказал: "Молись, сейчас я убью тебя", - и порезал ей шею сзади. "Я была в шоке, так что не чувствовала боли... Смотришь на раны и не понимаешь, что это твое тело. Твои собственные соотечественники допрашивают с такой жестокостью", - ужаснулась девушка. Анна рассказала, что ее "следователь" не только бил, но также унижал ее - заставил написать лозунг на стене ее собственной кровью. "Он сказал, надо написать своей кровью на стене "Я люблю Донбасс", и если я не смогу сделать это... он меня пристрелит", - рассказала она.
Активистам Анне Мокроусовой и Алексею Беде, которые были похищены в Луганске 3 мая, повезло больше: по словам активистов, которых задержали представители "Луганской народной республики", им только угрожали пистолетами и ножами, но не били. Они провели у "следователей" около суток, будучи связанными. После освобождения активистам начали поступать угрозы, после чего Анна переехала в Киев.
Похитители 19-летнего мальчика потребовали за его жизнь 60 тысяч долларов
Хотя большинство похищений, по всей видимости, носило "политическую" подоплеку, имеются явные свидетельства того, что вооруженные группировки прибегают к похищениям и пыткам для того, чтобы запугать и взять под контроль местное население. Кроме того, как пишет Amnesty International, людей похищают ради выкупа.
Саша, 19-летний проукраинский активист из Луганска, который весной участвовал в митингах на Майдане, рассказал правозащитникам, что бежал в Киев после того, как в апреле его под дулом пистолета похитили сепаратисты.
Вероятнее всего, он стал мишенью похитителей из-за своей политической позиции. Юноша уверен, что его "сдал" другой участник Майдана, который позвонил Саше, рассказав, что приехал в Луганск, и предложил обсудить кое-какие новости. Мальчик согласился встретиться с приятелем возле многоквартирного дома, где он жил, в тот же вечер. Но когда Саша пришел на место встречи, его друга там не было. Вместо этого, из припаркованных автомобилей выскочили вооруженные люди, начали стрелять в воздух и кричать, чтобы мальчик лег на землю.
"Прежде всего я пытался убежать, это был шок", - рассказал юноша. "Я не понимал, что происходит, и я не знал, кто были эти люди. Но они стреляли возле моих ног. Я лег на землю, потому что было некуда бежать. Тогда они начали бить меня по голове оружием, ногами и кулаками. На меня надели наручники и затолкали в машину", - описал он свое похищение.
Некоторые из вооруженных мужчин отправились искать квартиру Саши, в то время как он оставался в машине, где его избивали. Потом его с завязанными глазами доставили в здание Службы безопасности Украины, которое было захвачено вооруженной группировкой. В комнате на втором этаже Сашу спрашивали о его участии в протестных акциях, обвиняя его в том, что он получал деньги от США. Также похитители потребовали адреса других активистов и подробной информации об украинских военных.
"Было много людей, они начали бить меня по лицу, по рукам и ногам. Они не скрывали, что собирались убить меня. После получаса, 40 минут - вы перестанете чувствовать боль. Я потерял сознание", - рассказал юноша. Саша вспомнил, что пришел в себя в подвале, откуда его опять повели на "допрос". Так продолжалось в течение суток: юношу били всем, что попадалось под руку, тушили сигареты его ногу и били током.
Однако потом Сашу все же освободили - в обмен на американские доллары, в получении которых упрекали юношу. "Я лежал в подвале, когда дверь открылась. Один парень приставил пистолет к моей голове и сказал пойти прямо в коридор. Пока я шел по коридору, вооруженные люди, которые были там, сказали мне: "До свидания - они собираются убить тебя", - заявил молодой человек. "Я думал, только об одном - я умираю ни за что. Я умираю не как герой Украины, я умираю за бесценок", - рассказал он. Однако оказалось, что его отец вступил в контакт с похитителями и отдал им 60 тысяч долларов, чтобы спасти сына. Сашу отвели к заброшенному зданию в парке. Ему сказали, чтобы он сидел на подоконнике и не двигался, или будет застрелен снайпером.
Именно там его отец нашел его. Он забрал своего сына в машину и поехал к железнодорожной станции, где посадил Сашу, по-прежнему в окровавленной одежде, на поезд, оправлявшийся в Киев. Теперь юноша, по его словам, живет с матерью в комнате в многоквартирном доме на окраине столицы. Он пытается найти работу, чтобы не только платить за аренду, но и чтобы вернуть деньги друзьям, которые собрали необходимую для его выкупа сумму.
"Я потерял все: я потерял квартиру, я потерял машину, все вещи. Все, что у меня есть - это паспорт в кармане. Мне нужны деньги, чтобы заплатить за эту квартиру, и мне нужно выплатить деньги тем людям в Луганске, которые дали деньги моей семье", - рассказал юноша. Тем не менее он полон решимости снова отправиться в Луганск, чтобы сопротивляться сепаратистам.
Правозащитная организация сообщает и о жестоком обращении с журналистами. В частности, в докладе приведена история сотрудника "ВолиньPost" Сергея Шаповала, которого похитили на юго-востоке вечером 25 апреля и держали под замком несколько часов. Мужчину раздели, привязали к стулу и, по его словам, били по голове толстой книгой, угрожали отрезать пальцы. В какой-то момент на него надели бронежилет, чтобы проверить, пройдет ли через защиту пуля. Один из похитителей бил мужчину так сильно, что тот упал вместе со стулом. "Они наслаждались этим", - рассказал Сергей, который признался, что его не убили, видимо, потому, что он был журналистом (историю пропажи Сергея приводит сайт "Подробности" ).
Украинские военные угрожали подростку, который снял их на видео
Amnesty International сообщает также о 16-летнем Владиславе, похищенном военными после того, как он разместил в интернете видеозапись о действиях украинских силовиков в Мариуполе 25 июня. По его словам, его захватили люди в масках, которые избивали его прикладами и кулаками. Потом они записали видео, на котором угрожали ему и "таким, как он" (этот ролик был выложен в сеть уже после освобождения мальчика, 27 июня). После они заставили Владислава выкрикивать националистические лозунги и написать покаянное "обращение к народу Украины".
Как говорится в докладе, Amnesty International известно примерно о сотне случаев, когда людей насильно удерживали различные вооруженные группировки. Организация отмечает, что миссия ООН за последние три месяца зафиксировала 222 случая похищений граждан. Согласно информации Министерства внутренних дел Украины, с апреля по июнь нынешнего года было похищено около 500 человек.
Также в докладе говорится о нарушении прав человека в Крыму, который западные страны также считают территорией Украины. Таковым организация считает запрет на въезд в Россию главе крымского меджлиса Рефата Чубарова. Кроме того, Amnesty International сообщает о похищениях на полуострове, приводя в качестве примера произошедшее в марте задержание активисток в Крыму Автомайдана Александры Рязанцевой и Екатерины Бутко.
Рязанцева, крымчанка с ялтинской пропиской, рассказала телеканалу ТСН, что отправилась на родину на авто с крымскими номерами вместе с коллегой Екатериной. Однако на блок-посту в Армянске их автомобиль остановили крымские самообороновцы и беркутовцы. После того, как в багажнике нашли украинский флаг, девушек поставили на колени и устроили настоящий обыск, во время которого на руке у Александры приметили и татуировку, посвященную "Небесной сотне". "Они мне хотели отрезать руку, но отрезали волосы", - сказала Рязанцева. "Катю Бутко били прикладом, нам говорили: "Бегите в поле, мы будем по вам стрелять, кому повезет - раним, кому нет - убьем", - пересказала она.
После нескольких часов издевательств задержанных активисток бросили в подвал стационарного поста ГАИ. "Нам сказали стать на колени, лицом к стене, связали жгутом, которым подвешивают баннеры, нам затянули руки. Периодически подходили, били ногами по бедрам", - рассказала активистка. Вечером того же дня пленниц перевезли под Севастополь. Держали на какой-то базе Черноморского флота России в одиночных камерах и устраивали допросы. Расспрашивали об акциях Автомайдана, финансировании и депутатах, которые их поддерживают. Девушки говорят, что чудом выжили и своим спасением обязаны активистам, поднявшим тревогу. Рассказывают, что отпуская, агрессоры пытались им внушить, что ситуация в Крыму стабильно спокойная.
Отметим, в мае в Крыму был арестован украинский режиссер Олег Сенцов, который обвиняется в подготовке терактов. Адвокат режиссера Дмитрий Динзе заявил, что в СИЗО Сенцова подвергли пыткам и жестокому обращению, чтобы заставить его признаться в террористических актах, а также якобы угрожали изнасиловать.
Amnesty International призывает правительство Украины создать единый и регулярно обновляемый реестр, в котором фиксировались бы случаи предполагаемых похищений, а также тщательно и беспристрастно расследовать каждое утверждение о произвольном применении силы, жестокого обращения и пыток, говорится в докладе.