Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Вы будете спокойно наблюдать за клещами и радоваться» (видео)

Количество госпитализированных с подозрением на клещевой энцефалит в Новосибирской области с начала сезона достигло 419 человек, 65 из них заболело. Тайга.инфо поговорила с пострадавшими, врачами и учеными-вирусологами и выяснила, почему страховка не заменит вовремя сделанную прививку.

«Вы будете спокойно наблюдать за клещами и радоваться» (видео)
© Юлия Добина

За последние несколько лет рекордным по количеству заболевших клещевым энцефалитом стал 2013 год. По данным главного инфекциониста Новосибирской области Ларисы Поздняковой, прошлогодний сезон клещевого энцефалита принёс 212 заболевших, в том числе 33 ребёнка. На 4 июля 2014 года в регионе зарегистрировано 15 467 случаев покуса клещом, что ниже аналогичного периода за 2013 года на 10,62%. Самые

эндемичные районы

— Советский и Первомайский в городе, Новосибирский, Тогучинский, Искитимский — в области.

«Подцепить» клеща можно в траве и невысоких кустарниках просто по пути на работу, как случилось с Марией Власовой. «Она каждый день ездила на электричке, никакого экстрима. Раз в Кольцово — значит, лесные тропинки. И вот на такой тропинке она подхватила клеща, — вспоминает Борис Зайцев, отец Марии и сотрудник научного центра вирусологии и биотехнологии „Вектор“. — Через два или три часа обнаружила его присосавшимся. Пошла в медпункт, его сняли, отдали на анализ. На следующий день анализ показал, что клещ с энцефалитом и с другими заболеваниями. Она ввела иммуноглобулин по страховке, но это не помогло».

Спустя две недели родители увезли Марию в больницу, через два дня её перевели в реанимацию, ещё через сорок дней она умерла.

«Заболевание начинается с подъёма высокой температуры. Потом постепенно присоединяются симптомы поражения центральной нервной системы и головного мозга: спутанное сознание, поражение дыхательных мышц, — описывает ход болезни заведующий отделом молекулярной вирусологии „Вектора“ Валерий Локтев. — Эта группа пациентов обычно и погибает, потому что у них вирус поражает центры регуляции дыхания и зачастую сердечнососудистую деятельность».

«У меня был случай, когда мне пациентка сказала: „Вы знаете, у меня элитная страховка“. Я спросила: „Извините, знает ли об этом клещ?“»

Официальная статистика по клещевому энцефалиту, считает Локтев, может быть в три—четыре ниже реального числа заболевших — часто пострадавшие не замечают болезни и не обращаются за медицинской помощью. «Большинство всё-таки поправляются без последствий, — объясняет главный инфекционист Новосибирской области и главврач городской инфекционной больницы №1 Лариса Позднякова. — Но 20–30% — это люди, которые переносят тяжелые формы заболевания. И даже если человек, к счастью, поправился, последствия болезни могут остаться».

Превентивных мер против клещевого энцефалита буквально две: вакцина и страховка, по условиям которой пострадавшему после укуса вводят гамма-глобулин (имунноглобулин). Врачи отмечают рост числа застрахованных, но подчеркивают, что экстренная доза гамма-глобулина не гарантирует выздоровления.

«У меня был случай, когда мне пациентка сказала: „Вы знаете, у меня элитная страховка“. Я спросила: „Извините, знает ли об этом клещ?“, — говорит Позднякова. — Потому что, на самом деле, купил ты страховку, грубо говоря, за семьдесят рублей, укусили тебя, и ты экономишь примерно семь тысяч на введении гамма-глобулина. Но по факту, семь тысяч заплатишь или семьдесят рублей — никто не даст гарантии, что человек не заболеет и не заболеет тяжело».

Гамма-глобулин создают из крови людей, после чего проверяют на ряд известных инфекций. Но, по словам доктора биологических наук Локтева, «в каждой ампуле [имунноглобулина] содержится всё, что есть в доноре», и это «всё» может попасть в организм пациента. Так, ещё в девяностых годах прошлого века имунноглобулин не проверяли на гепатит С, который в то время был не известен.

«Если сегодня есть неизвестное заболевание „Х“ в крови донора, то оно достанется другому человеку, причём совершенно добросовестным образом. Гамма-глобулин применяют не потому, что он эффективный и безопасный, а потому что в экстренном случае надо помогать человеку всеми возможными способами. В плановом режиме поможет только вакцинация и ревакцинации через определенный период, — уверен Валерий Локтев. — И вы будете спокойно наблюдать за клещами и радоваться, что ваша жизнь вне опасности».

Мария Власова была застрахована от клещевого энцефалита по предложению работодателя. После её смерти родственники подали в суд на страховую компанию, которая обещала защищённость от энцефалита после введение гамма-глобулина. «Получив сегодня наш медицинский полис, Вы надёжно защитили себя от одной из самых опасных инфекций — клещевого энцефалита», — так написано в памятке застрахованного, которую показывает нам брат Марии, Даниил. По его словам, «страховая компания принимает решение за всех своих клиентов, не обследуя их никак», а от общего состояния здоровья человека зависит эффективность гамма-глобулина.

Однако на слушании страховщики, признав, что «всё зависит от здоровья человека», заявили, что «100% гарантии при уколе иммуноглобулина никто не даёт», «договор страхования заключён с юридическим лицом» и никаких договорных отношений между компанией и Марией не было. Суд отказал семье Зайцевых в иске к страховой компании.

«Можно подать иск на администрацию Новосибирской области, потому что год за годом они на совещаниях что-то говорят, но процент вакцинированных остаётся тем же самым, — рассуждает Даниил. — То есть фактически действий никаких они не делают. Всего лишь 16% вакцинированных людей в Новосибирской области».

Например, в Австрии вакцинация от клещевого энцефалита включена в национальный календарь прививок, поэтому от заболевания там защищены более 90% населения, а случаи заражения — единичны. В России массовая вакцинация от энцефалита — пока инициатива отдельных регионов, а усилий по созданию новых лекарств против энцефалита прикладывается меньше, чем по лекарствам против того же гепатита.

«В Свердловской области и Екатеринбурге иммунизируют против энцефалита 80% населения. Заболеваемость упала в десять раз»

«Конечно, есть приоритеты более значимые: все гепатиты вместе плюс ВИЧ-инфекции и туберкулёз — это от 8 до 10 миллионов наших с вами сограждан. Сегодня у этих заболеваний главный приоритет, прогресс ведётся там, — говорит завотделом молекулярной вирусологии „Вектора“ Локтев. — Но вот в Свердловской области и Екатеринбурге приняли свои региональные постановления и иммунизируют против энцефалита 80% населения. Заболеваемость упала приблизительно в десять раз».

Жирным шрифтом на главной странице сайта

«Как не умереть от клещевого энцефалита?»

, созданного Зайцевыми после смерти Марии, написано: «Лечения от клещевого энцефалита не существует. Единственная надежная защита — прививка». Сегодня в России разрешены четыре вакцины от клещевого энцефалита: немецкая, австрийская, московская и томская. Все они обладают хорошей иммуногенностью, разница лишь в цене — европейские немного дороже — и сроках ревакцинации.

«Энцефалит не лечится, а все реанимационные процедуры только снимают симптомы: есть затруднение дыхания, значит, искусственное делают... Это помогает организму выжить. Но если организм сам не может, то ничего не сделаешь, — сожалеет отец погибшей. — Организм может бороться с вирусом, но эту борьбу он может и не пережить. И непонятно, что делать. Видимо, только вакцинироваться».

Подготовили Юлия Добина, Мария Ковганич и Маргарита Логинова