Процесс в Гааге выявил, кто стоял за таинственной компанией "Байкалфинансгруп"
На слушаниях в Третейском суде в Гааге из показаний представителей ответчика по иску бывших акционеров ЮКОСа против РФ выяснилось, что за таинственной компанией "Байкалфинансгруп" (БФГ) стоял "Сургутнефтегаз" Владимира Богданова. При этом, как следует из документов, изначально не было планов по передаче "Юганскнефтегаза" "Роснефти", передает ИТАР-ТАСС.
Представительница РФ пыталась в ходе процесса доказать, что БФГ была связана с "Сургутнефтегазом", а не создана для того, чтобы государственная "Роснефть" могла по сходной цене приобрести главный нефтедобывающий актив ЮКОСа. Истец настаивал: даже если принять теорию о том, что БФГ служила прикрытием, "факты... заставляют сделать вывод, что "Байкал" действовал в интересах государства, а любое участие "Сургута", известного как "дружественная Кремлю" компания, было необходимо исключительно для того, чтобы скрыть участие государства".
- В Гааге бывшие акционеры ЮКОСа отсудили у России 50 миллиардов долларов
Напомним, 17 декабря 2004 года малоизвестная компания "Байкалфинансгруп" (БФГ) подала в ФАС РФ заявление об участии в аукционе по продаже акций "Юганскнефтегаза", основного актива НК ЮКОС, получив разрешение на участие в торгах в тот же день и переведя задаток на право участия в аукционе в размере около 1,7 млрд долларов США со счета в "Сбербанке РФ".
19 декабря 2004 года БФГ приобрел за 260 753 447 303, 18 рублей 76,79% акций (100% голосующих) "Юганскнефтегаза". Представители Российского фонда федерального имущества (РФФИ), проводившего аукцион, тогда заявили, что не владеют информацией о владельцах БФГ.
БФГ был продан "Роснефти" за 9,4 млрд долларов США буквально через несколько дней после триумфальной его победы в торгах за "Юганскнефтегаз".
В декабре 2004 года, на пресс-конференции в Германии президент РФ Владимир Путин сообщил, что продажа "Юганскнефтегаза" госкомпании "Роснефть" была осуществлена "абсолютно рыночным способом". Он тогда заявил, что "акционерами "Байкалфинансгруп" являются физические лица, долгие годы работающие в энергетической сфере".
"Они, насколько я информирован, намерены выстраивать какие-то отношения с другими энергетическими компаниями России, которые имеют интерес к этому активу. И в рамках действующего законодательства все участники этого процесса имеют право работать с этим активом дальше, после проведения аукциона", - пояснил глава государства.
В связи с покупкой "Юганскнефтегаза" объем запасов и добычи "Роснефти" увеличился в несколько раз. В дальнейшем "Роснефть" предъявила иск к ЮКОСу в связи с использованием тем заниженных трансфертных цен при покупке нефти у "Юганскнефтегаза" до его отчуждения. Вместе с тем, по некоторым сведениям, сама "Роснефть" осуществляла закупки нефти и газа у своей дочерней компании - "Юганскнефтегаза" - по тем же схемам.
После приобретения "Юганскнефтегаза" финансовые успехи "Роснефти" резко пошли вверх. Так, суммарная выручка "Роснефти" за год увеличилась в 4,5 раза: с 5,28 млрд долларов в 2004 году до 23,9 млрд долларов в 2005-м, чистая прибыль увеличилась в пять раз, отмечает Infoline.ru.
Кроме того, претензии налоговиков к "Юганскнефтегазу", после того как компания перешла под контроль "Роснефти", были снижены с 4 млрд долларов до суммы менее 1 млрд. А в ходе IPO "Роснефти" "Юганскнефтегаз" был оценен в 55,78 млрд долларов.
В материалах Гаагского трибунала указано, что БФГ в Твери зарегистрировала некая гражданка Валентина Давлетгареева, связанная с компаниями, аффилированными с "Сургутнефтегазом". Затем она продала 100% БФГ компании "Макойл", долей участия в которой владел секретарь совета директоров "Сургутнефтегаза". Любопытно, что место регистрации в Твери было выбрано в непосредственной близости от офиса тверской дочерней компании "Сургутнефтегаза". Аффилированные лица, могут быть также идентифицированы, как занимающие значительные посты в "Сургутнефтегазе" или имеющие к нему отношение.
По словам представителей ответчика, 1,77 млрд долларов США для внесения задатка на аукционе по "Юганскнефтегазу" БФГ получила от третьей стороны. Ответчик подтвердил, что у "Сургутнефтегаза" были достаточные ресурсы, чтобы БФГ заплатил депозит, но для покупки всего "Юганскнефтегаза" "Сургуту" потребовалось бы внешнее финансирование.
Именно поэтому, по версии представителя РФ, привлечь кредит ко дню аукциона оказалось невозможно из-за судебного разбирательства в США по заявлению ЮКОСа о банкротстве, поэтому БФГ и "Сургутнефтегаз" были поставлены перед выбором - потерять 1,77 млрд долларов депозита или найти покупателя на актив. При этом адвокат РФ согласился, что итоговая "сделка получилось очень выгодной для "Роснефти", в этом "нет никаких сомнений".
По мнению представителя истца, вряд ли БФГ рисковал депозитом в 1,77 млрд долларов, не заручившись поддержкой дальнейшего финансирования, и это доказывает несостоятельность утверждений ответчика.
"Роснефти" помогали западные банки
Разбирательство в Гааге также продемонстрировало, что банкротство ЮКОСа было бы невозможно без конфиденциального соглашения между "Роснефтью" и "синдикатом западных банков", возглавляемым Société Générale, сообщает агентство РБК, решившее поискать в 600-страничном тексте решения Международного арбитражного суда в Гааге, который обязал Россию выплатить бывшим владельцам ЮКОСа 50 млрд долларов, ответы на главные вопросы, оставшиеся после дела о банкротстве и смене собственников компании Михаила Ходорковского.
В синдикат, пишет агентство, также входили BNP Paribas, Citibank, Commerzbank, Deutsche Bank, ING Bank и др., говорится в решении суда. По данным суда, западные банки инициировали банкротство ЮКОСа в марте 2006 года, предварительно заключив конфиденциальное соглашение с "Роснефтью".
ЮКОС взял займ в 1 млрд долларов под залог экспортных контрактов компании и дочернего "Юганскнефтегаза" у синдиката западных банков, чтобы профинансировать поглощение "Сибнефти" в 2003 году. После того, как в 2004 году у государства возникли претензии к компании, банки попытались получить долг через английский суд, но российский Арбитражный суд не согласился с его решением.
Тогда банк Société Générale начал переговоры по выплате задолженности с "Роснефтью", которая на тот момент уже была владельцем "Юганскнефтегаза", выступавшего гарантом по кредиту. 13 декабря 2005 года "Роснефть" заключила конфиденциальное соглашение с синдикатом западных банков, согласившись выплатить остаток по долгу ЮКОСа (на тот момент составлял 455 млн долларов) в обмен на присвоение "Роснефти" прав синдиката на этот долг, говорится в материалах суда.
Во время выступлений в суде истцы, обвиняющие банки в сговоре с "Роснефтью" признавали, что конфиденциальное соглашение было заключено на основе коммерческих интересов. Однако конфиденциальность, по их мнению, позволила Société Générale тайно действовать в интересах "Роснефти", игнорируя возможность самостоятельной выплаты долга ЮКОСом. Как отметил экс-глава ЮКОСа Стивен Тиди, "банки остаются банками, и низкий уровень риска, который обеспечивал этот выход, привел к тому, что они сделали то, что сделали".
Он также добавил, что одновременно с этими событиями была проигнорирована его просьба частично разморозить активы компании, чтобы погасить долг и избежать банкротства. План реабилитации, разработанный в июне 2006 года, по которому ЮКОС оценивался в 31 млрд долларов, позволил бы компании расплатиться с кредиторами в течение двух лет, но он также остался без внимания кредиторов. Зато, подчеркнул Стивен Тиди, инициированное банкротство позволило России и "Роснефти" заполучить больше 97% активов компании.
Представители банков в свою очередь говорили о том, что были "крайне терпеливы на протяжении всего процесса" и обратились к "Роснефти" за платой по гарантиям "Юганскнефтегаза". И только после некоторой паузы, синдикат согласился на эту выгодную для всех сделку, отмечали они.