Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Пенсионный мораторий" принят, бюджет залатают деньгами будущих пенсионеров


Правительство продлило на 2015 год мораторий на перечисление пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды. Это скандальное решение обнародовал вечером 5 августа Минтруд.

Министр труда Максим Топилин заявил: "Не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав сограждан посредством этого механизма. Зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат".

По данным "Интерфакса", Минфин оценивает замороженный объем потенциальных поступлений в НПФ в будущем году в 900 млрд рублей за 2014 и 2015 годы, из которых около 700 млрд рублей могли бы быть вложены в корпоративные облигации, а 200 млрд лежать на банковских депозитах. Это будет стоить российской экономике 1% роста.

Примерно об этом же заявили вчера во "Внешэкономбанке": заморозка накопительной части пенсии в 2015 году сократит ресурсную базу для долгосрочных инвестиций. Раньше ВЭБ управлял пенсионными накоплениями так называемых "молчунов".

Минэкономразвития также выступило с критикой продления моратория. Об этом ИТАР-ТАСС заявили в пресс-службе министерства. Источник "Коммерсанта" в Банке России заявил, что продление пенсионного моратория "просто уничтожает" доверие граждан и участников финансового рынка к заверениям правительства и ставит под вопрос не только развитие НПФ, но и других сегментов российского финансового рынка.

По данным издания, ЦБ, под надзором которого с 2013 года работают НПФ, не участвовал в последнем обсуждении в правительстве вопроса о разрушении накопительного элемента пенсионного страхования и для него дискуссия стала неожиданной.

С будущего года должна начать работать система защиты пенсионных накоплений, которую в обязательном порядке создают НПФ, участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, успокаивает "Российская газета". Каждый фонд должен сформировать у себя "страховой" резерв, будет также организован "второй уровень" защиты - общий резервный фонд по аналогии с тем, как в банковской сфере действует Агентство по страхованию вкладов.

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов сказал "Независимой газете", что видит в этой ситуации попытку социального блока правительства "любыми способами получить средства для текущих трат".

Долгосрочных расчетов, как принятые сегодня решения отразятся на экономическом состоянии России, никто не делает, так как через несколько лет за них будут ответственны совсем другие люди, считает Угрюмов.

Куратор социального блока вице-премьер Ольга Голодец объяснила решение тем, что к системе негосударственных пенсионных фондов, куда должны были бы прийти деньги будущих пенсионеров, есть вопросы. "Эта система до сих пор не давала экономического роста", - подчеркнула Голодец: за прошлый год страховая система обеспечила 8% прироста по пенсионным правам, в то время как накопительная в среднем по стране обеспечила 4,7% прироста, то есть ниже инфляции.

Социальный блок правительства готов пойти дальше, вплоть до полного отказа от накопительной части пенсии. "Вопрос активно обсуждается, и прежде всего обсуждается вопрос о переходе на добровольную систему накоплений, то есть те граждане, которые примут для себя решение, будут персонально заключать договоры с НПФ, будут иметь очень понятные правила накоплений, очень понятные ожидаемые результаты накоплений", - цитирует Голодец "Интерфакс".

"Изъятие" пенсионных накоплений нельзя назвать очень уж социально непопулярной мерой, считает зам. гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. "Я бы этого риска не преувеличивал, - сказал он "Московскому комсомольцу". - Основная масса россиян имеет смутное представление об этих вещах. Выгоды накопительной системы воспринимаются как виртуальные".

Основные риски, по словам эксперта, связаны с "ударом по инвестиционному климату и, соответственно, по экономическому росту, потому что это сигнал, насколько государство в условиях стагнации может выполнить свои обязательства".