Дата
Автор
Старовойтенко Надежда
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Тряпицын из Косицына

На Венецианском фестивале Россию будет представлять новый фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». The New Times разыскал главного героя ленты — почтальона Алексея Тряпицына из деревни Косицына

Исполнители практически всех ролей — жители архангельских деревень, сыгравшие самих себя

Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» /фото: предоставлено продюсерским центром А. Кончаловского


Деревенская сага Кончаловского
«Белые ночи…» Андрея Кончаловского продолжают серию работ о русской деревне, которую режиссер начал фильмом «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967), а затем продолжил картиной «Курочка Ряба» (1994).
Лента рассказывает о жизни одинокого, влюбленного, видящего сны про котов почтальона Тряпицына и его односельчан. «Это моя первая картина, где я не думал ни о чем, кроме того, чтобы снимать жизнь людей», — признается Кончаловский. (цитата дана по www.konchalovsky.ru)

«Почему я? Говорят, фактура»

Ирина Ермолова — единственная профессиональная актриса, занятая в фильме

Позвонили и говорят: «Это из студии Кончаловского, хотим к вам приехать, ищем почтальона для фильма». Я сначала не поверил — думал, разыграть кто меня решил. Потом еще раз позвонили. А после приехали сюда три девушки. Мы познакомились, поездили тут с ними… Поснимали они меня на любительскую камеру… Потом говорят — будем с вами фильм делать…

Они ведь до меня еще и по другим районам ездили, с другими людьми знакомились. Они же в Вологде хотели снимать, но там им почтальон не подошел. А я последний был…

Потом уж они мне проговорились: «Как приехали сюда, сразу поняли — это то, что нам надо». Фактура, говорят… Меня наши спросили: «А чего это именно тебя-то снимать решили?» Не знаю я, ну, подошел — и подошел.

«Плохих-то вестей я не приношу»

Почтальоном работаю лет семь или восемь. Раньше в совхозе на ферме работал. А потом разорилось все, нету никаких ферм давно уже. Ну, я в почтальоны пошел. Два раза в неделю работаю — на катере, на санях развожу пенсии, налоги, переводы, газеты по деревням… Поговорю иногда с кем — здесь же люди живут такого возраста, как я, около пятидесяти и старше. Чаю попьем, ну, и хорошо. Мне тут всегда рады. Плохих-то вестей я не приношу: срочных телеграмм, как раньше, теперь не шлют — все по телефону, ну, или по интернету…

На зарплату почтальона в шесть тысяч не проживешь, так мы еще подрабатываем, строительством занимаемся. Раньше вот пару раз в Подмосковье ездили. Теперь тут работаем — заказы поступают: кому крышу перекрыть, кому дом поставить… На жизнь хватает.

«Не пойму я его фильмов»

Кончаловский — человек хороший. Грамотный. Интересный. Хорошо разговаривает, спрашивает. Мы вот сценарий-то вместе с ним писали, его ж заранее не было. Сядем с Андрей Сергеичем за обедом, он спросит — а вот это как? Ну, а это как происходит? Я ему отвечу. Поговорим — и он уж знает, что снимать будем.

Он нам всегда говорил: «Как сделаете — так и сделаете». Конфликты бывали, но чуть-чуть. Иногда он что-то предложит — давайте вот так скажем, а я ему — нет, мы так не говорим… Я никогда не делал того, чего мне не хотелось.

Что получится — не знаю. Весь фильм я не видел — кусочки только, когда на переозвучку ездил, надо было там подправить кое-что непонятное… И про что фильм, не знаю. Ну, про Россию. Про жизнь нашу.

И вообще фильмов Кончаловского я не смотрел. Сейчас вот хотел его фильмы посмотреть, начал смотреть «Курочку Рябу», и одну треть только выдержал… У него же свой язык, не пойму я его фильмов…

«Кончаловский — человек хороший. Грамотный. Интересный. Хорошо разговаривает, спрашивает. Мы вот сценарий-то вместе с ним писали»

Я другие фильмы люблю. Такого типа, как «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень». Современных фильмов не смотрю и сериалы не понимаю. Не могу с ними определиться: чего там смотреть в этой «Рабыне Изауре»-то? Я вообще очень редко телевизор смотрю. Неинтересно, да и некогда. Часов в 9-10 вечера домой уставший с работы прихожу, сготовлю себе чего-нибудь (я ж один живу), тут и спать пора. И новости не смотрю. Что война на Украине, знаю, да. Но это ж там, у вас…

А на фестиваль я не поеду. Зачем? Я читал, там двадцать картин показывать будут, так что и без меня людей хватает. А здесь у меня просто идет жизнь своим чередом… Говорят, что за границей из этого фильма узнают много нового о России. Что нового-то? У нас же вон люди ездят по Кенозерью, на иностранных языках говорят. Ну, и сами видят все, конечно.

«Еще позовут — буду сниматься»

После съемок жизнь моя никак не изменилась. Так же работаю — и все. Гармошку новую купил, хорошую, дорогую. Еще курить бросил — тут один парень все лекции читал о вреде курения, ну, я и бросил. Ну да, интернет у меня появился, я его освоил немного. Конечно, сначала показали, как и куда нажимать, потом я сам начал что-то делать, все больше методом тыка осваивал, но ничего, вроде получается. Фотки отправить-получить могу… В фейсбуке переписываемся со съемочной группой. Я с ними в очень хороших отношениях, три девчонки вот недавно приезжали отдыхать ко мне на три дня. Если еще позовут — буду сниматься. Интересно. Хотя какой из меня актер…

Но на съемках, конечно, я много чего узнал. И что фильм снимается не подряд, а по кусочкам, и что нужно одно и тоже по нескольку раз повторять, и что важно снимать, пока «солнце не ушло»… Много чего…

А Кончаловский все объясняет как-то очень толково. Понятно становится, чего он хочет. Бывает ведь, что человек чему-то учит, а понять невозможно. А с ним все сразу ясно.

Научился ли чему-то от меня Кончаловский? Вот тут у меня книжка есть, с его автографом. Подарил он мне. Не могу прямо сейчас ее найти, но Андрей Сергеич так примерно написал: «На память о наших буднях. Я многому у вас научился, было интересно». Уж не знаю, чему там он у меня научился…

фото: предоставлены продюсерским центром А. Кончаловского