Мать десантника из Саратовской области извинилась перед властями Украины за возможное участие ее сына в боевых действиях на Донбассе
В Саратове днем 26 августа прошла пресс-конференция родных военного Ильи Максимова. Он проходил службу по контракту в военной части N74268 под Псковом. В середине августа он сказал родным, что их отправляют на учения, и после этого на связь больше не выходил. Позже украинские силовики заявили, что захватили две машины БМД, в которых оказались документы российских военных, в том числе Ильи Максимова.
"Если Илья и виноват перед Украиной и его гражданами, я прошу его простить. Он - человек военный, живет по уставу, если он у вас, я готова приехать и его забрать. Простите его, простите меня", - заявила Любовь Максимова, мать военнослужащего, на пресс-конференции в здании саратовского информационного агентства "Свободные новости".
Сам Илья Максимов родом из города Шихан Саратовской области. По словам его матери, которые приводит "Саратов-Бизнес-Консалтинг", в 76-й Псковской дивизии ВДВ ее сын служил по контракту. В расположение части N74268 он прибыл 24 января. "Мальчишка хотел служить в армии", - вспоминает Любовь Максимова.
- Минобороны РФ подтвердило задержание на Украине российских военных - Член Совета по правам человека при президенте сообщила журналистам о доставке сотни раненых военных в Санкт-Петербург
В середине августа, как рассказала журналистам Максимова, сын позвонил и сказал: "Мы уезжаем в поля". Агентство "Свободные новости" иначе приводит слова Максимовой: "Он позвонил и сказал, что уезжает на учения".
Мать военного утверждает, что раньше он звонил и писал сообщения каждый день. Но 17 августа в 10:22 по московскому времени от него пришло сообщение: "У меня все хорошо, садится зарядка. Лагерь без электричества", - после которого связь с ним была утеряна. На странице Ильи Максимова во "ВКонтакте" сообщается, что последний раз он заходил в социальную сеть 16 августа в 16:10.
Глава саратовского "Союза солдатских матерей" Лидия Свиридова, которая вела пресс-конференцию родных Максимова, пояснила, что "служба в десантных войсках", куда по контракту пошел служить молодой человек из Саратова, "это престижно и почетно". "Но защищать родину - это одно, а воевать на территории другого государства неизвестно зачем и для чего - это совсем другое. Ребята не готовы к тому, что их кто-то куда-то забросит, и там будут называть террористами", - сказала она.
Информация о том, что Илья Максимов действительно "защищал родину на территории другого государства", пока имеет лишь косвенные подтверждения. Днем 21 августа на сайте Совета национальной безопасности и обороны Украины была опубликована сводка, согласно которой "в бою под Луганском украинские военные захватили две боевые машины десанта Псковской дивизии ВДВ России".
В сообщении СНБО Украины утверждалось, что в одной из машин был "обнаружен полный пакет документов", в том числе водительские права и военная документация. "Личный состав и машина приписаны к в/ч 74268 первой парашютно-десантной роты Псковской дивизии ВДВ", - отмечалось в сводке СНБО. При этом украинские силовики не сопроводили какими-либо фотографиями свое сообщение, они появились позже в социальных сетях.
В частности, журналист украинского телеканала "Интер" Роман Бочкала на своей странице в Facebook опубликовал фотографии, на которых была изображена одна из БМД, а также документы, принадлежавшие военнослужащим, их личные вещи. Одной из фотографий заинтересовались журналисты "Псковской ленты новостей". На ней изображены несколько банковских карточек без личных данных, дисконтные карты и водительские права на имя Ильи Максимова.
По данным псковских журналистов, из трех кредиток, изображенных на фотографии, две оказались недействующими. Так, у карты "Сбербанка" срок годности истек еще в апреле 2014 года, а карта ВТБ при попытке провести перевод через систему "Телебанк" выдавала информацию, что такого номера не существует. Лишь одна карта позволила идентифицировать владельца. Судя по данным системы "Сбербанк-онлайн", она принадлежит некоему Илье Юрьевичу М., что в принципе совпадает с данными водительского удостоверения на имя Ильи Максимова.
Все это навело родных Ильи на мысль о том, что его вместо учений, как он сам им сообщил, могли отправить в Луганскую область, где продолжается вооруженное противостояние пророссийских активистов, провозгласивших независимость так называемых Луганской и Донецкой народных республик, с украинскими вооруженными силами, называющих этих активистов "сепаратистами" и "террористами".
На пресс-конференции 26 августа глава саратовского "Союза солдатских матерей" Лидия Свиридова сказала, что на опубликованных в Сети фотографиях вещи Максимова "целехоньки, что дает нам основания полагать, что они были изъяты у живого человека". После, как сообщает "Саратов-Бизнес-Консалтинг", правозащитница рассказала, что родным Максимова около двух часов ночи (по-видимому, 25 или 26 августа) позвонил некий мужчина, который заявил, что их сын "находится на Украине под арестом".
Звонивший мужчина посоветовал родным военного сделать заявление через СМИ, чтобы вернули сына. Неизвестный посоветовал родным не употреблять в обращении слово "погиб", а использовать слово "пропал". Мужчина выразил абсолютную уверенность в том, что Максимов жив, но на предложение разрешить ему поговорить с матерью, ответил отказом. "Не вам выдвигать нам условия, что нам делать, и гарантий никаких предоставлять не будем, потому что не мы сюда его звали", - якобы сказал звонивший. При этом номер, с которого звонил неизвестный, был московским стационарным.
Не исключено, что Любовь Максимова решилась последовать совету неизвестного и публично рассказать историю с ее сыном из-за крайне скупой информации об Илье, поступающей от российских силовиков. В военном комиссариате ей отказываются представить информацию о сыне, не отвечают телефоны и в воинской части. В Минобороны РФ заявляют, что заявление украинских силовиков о захвате БМД с псковскими десантниками является дезинформацией.
После того, как Любовь Максимова извинилась перед украинскими властями и попросила отпустить ее сына, ведущая пресс-конференции Лидия Свиридова выразила сомнение в благополучном возвращении Максимова на родину. "Если сейчас Илья арестован, как и еще 10 десантников, которые там сейчас дают показания, они ведь будут по украинским законами привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности, и там огромные сроки", - сказала она.
При этом Свиридова отметила, что против Максимова, если он вернется в Россию, могут сфабриковать уголовное дело на основании того, что он якобы самовольно покинул воинскую часть. "И Илья будет сидеть если не на Украине лет 20, то в России лет 7", - сказала Свиридова. По словам матери военного, к ним уже приходил участковый (это произошло 22 августа) и поинтересовался, где служит Илья, какие у него планы на будущее. На вопросы матери полицейский пояснил, что на ее сына пришел запрос из ФСБ.
Помимо этого, Свиридова привела слова правозащитницы Людмилы Богатенковой, которая сообщала, что "убитых российских военнослужащих на Украине очень много", и говорила о "сотнях погибших, в числе которых есть и офицеры высшего звена". "Эти боевые действия - война амбиций, не более того. Ни Донецкая, ни Луганская области никогда не будут присоединены к России. Там гибнут россияне, украинцы, гибнут молодые, здоровые мужчины", - сказала Лидия Свиридова.
Ее слова косвенно подтверждаются информацией в СМИ о том, что 25 августа в деревне Выбуты Псковской области, на территории которой до пропажи проходил службу сын Любови Максимовой, состоялись похороны военных, предположительно сослуживцев Ильи. При этом установить какие-либо подробности похорон "псковских десантников" для журналистов сопряжены с опасностью для жизни. По данным "Дождя", корреспонденту телеканала Владимиру Роменскому и журналисту "Русской планеты" Илье Васюнину во Пскове подошли "несколько людей в черной гражданской одежде" и пригрозили расправой, если они не покинут город.