Вера или идеология?
23 сентября в подмосковном пансионате «Клязьма» откроется фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Он проходит уже в шестой раз, но в этом году его стоило бы переименовать в «фестиваль православных пресс-служб» или «церковного пиара»: большинство участников — сотрудники епархиальных пресс-служб и официальных изданий, приезжающие поучиться у организаторов — Синодального информационного отдела. Даже конкурс, который раньше был таким «церковным ТЭФИ» или «церковной “Искрой”» и в котором соревновались региональные журналисты, пишущие на связанные с православием темы, в этом году впервые проводится только по двум новым номинациям — «лучшая пресс-служба» и «лучший документальный фильм», то есть и он перестал быть журналистским. Возможно, это случилось по вполне объективным причинам — журналистики как таковой внутри Церкви больше не осталось: либо это информационная поддержка местного официоза (зачастую довольно топорная), либо катехизические материалы — как креститься, зачем поститься, какому святому молиться.
Но в последний месяц запустилось несколько новых СМИ, открыто или косвенно аффилированных с церковными структурами. Контуры «православного медиахолдинга», разговоры о создании которого ходили еще в патриаршество Алексия II, оформились, только когда правофундаменталистская риторика стала востребована государством для отливки духовных скреп. Причем в этой области считается не зазорным тесно сотрудничать с американцами и европейскими ультраконсервативными католиками. «Экуменизм» тоже оказывается вполне допустим, если речь идет не о вере, а об идеологии.
Главной интригой прошлого года было вхождение телеканала «Спас» во второй цифровой мультиплекс. «Спас», основной собственник которого — Московская патриархия, вещает там с октября 2013 года. Однако в последнее время ходят упорные слухи, что канал может уйти, потому что до сих пор не оплатил свое присутствие в мультиплексе.
Эти слухи недавно прокомментировал в интервью «Слону» генеральный директор «Спаса» Борис Костенко: «У нас возникла проблема — за нас должен был заплатить спонсор, но он отказался по объективным причинам. Сумма была просто колоссальная — 10 миллиардов рублей в течение 10 лет. У РПЦ нет таких денег, и вопрос подвис». Имя спонсора Костенко назвать отказался. Но еще год назад, когда вещание в мультиплексе только запускалось, в СМИ пошла утечка: «Спас» возглавит Михаил Леонтьев, перед которым стоит задача сделать из него «русский Fox News», а финансировать переформатирование канала будет глава Marshall Capital Константин Малофеев. В тот же день Леонтьев опроверг эту информацию. Костенко (видимо, по решению патриархии) остался генеральным директором. Но без спонсора. Напрашивается вывод, что предварительные договоренности с командой Малофеева были по каким-то причинам аннулированы.
В том же 2013 году в Москве появился американец Джек Ханик (Jack Hanick), представляющийся одним из основателей и идеологов Fox News и обладателем двух премий «Эмми». Он действительно с 1996 по 2011 год проработал продюсером в Fox News, где, согласно официальному комментарию телеканала на запрос американского сайта Mediamatters, «отвечал скорее за картинку, чем за содержание» (he worked in «a production role dealing with the visual aspects of the show» rather than in any «editorial capacity»). «Эмми» же получил в 1990-м за документальный фильм о первом чернокожем епископе ЮАР, борце с апартеидом Десмонде Туту, а в 1994-м — в номинации «Лучший режиссер Нью-Йорка».
В Москву Ханик приехал уже в новом качестве — продвигать «традиционные ценности». Сначала выступил на слушаниях по антигейскому закону в Госдуме, а потом — на круглом столе «Лиги безопасного интернета», возглавляемой Константином Малофеевым и учрежденной его Фондом святителя Василия Великого. В помещении «Лиги» прошла и презентация книги режиссера Валерия Богатова о том, каким быть православному телевидению, после которой автор в интервью как о решенном деле упомянул о грядущей реорганизации «Спаса» с участием Джека Ханика. Сам Ханик в интервью журналу «Фома» сообщил, что ему предложили работу в России.
И немного православия: «Мат — язык бесов», «Во что верят космонавты?», «Душевнобольные идут к Богу».
Когда выяснилось, что на «Спасе» остается прежняя команда во главе с Костенко и никакого «русского Fox» там не будет, Ханик из России не уехал. Он провел переговоры с авторами православных СМИ и медиаменеджерами, симпатизирующими православию. Речь шла о запуске «консервативного интернет-телеканала». Не очень понятно, каким может быть Fox News для России: в Америке это единственный действительно правый телеканал среди крупных. Традиционно американские СМИ имеют более левое, или условно либеральное, направление, потому что помнят о своей миссии быть «совестью общества» и предохранять его от злоупотреблений власти. Fox — это новый для США феномен. «Российский Fox», чтобы стать консервативной альтернативой и без того прогосударственным СМИ, должен быть значительно правее американского, а это уже граничит с экстремизмом.
И вот спустя год этот канал заработал. Тут-то и стала очевидной разумная осторожность тех, кто принимал решение отказаться от услуг команды Ханика на «Спасе», даже с риском, что канал будет банкротом. Представить себе этот контент на дециметровом канале с именем Спасителя на логотипе и Московской патриархией в качестве учредителя — дико. Новый канал называется «Царьград-ТВ» и походит больше не на Fox, а на «Лайфньюс». Пока его можно смотреть только в YouTube, основной жанр — интервью и репортаж, передач и студийного контента еще нет. Зато много эксклюзива про войну на Украине: несколько интервью со Стрелковым, ролик «Охота на людей на Украине», собравший полмиллиона просмотров, «Собака спасла ребенка при бомбардировке», «Украинские СМИ обвиняют НЛО в бомбардировке Снежного», «Пленный каратель о зачистках». И немного православия: «Мат — язык бесов», «Во что верят космонавты?», «Душевнобольные идут к Богу». Между роликами «Донецкие села стерты с лица земли» и «Баллистические ракеты и химические заряды: чем бомбят ДНР?» располагается репортаж «День знаний в гимназии Василия Великого» с длинным синхроном Малофеева (православная гимназия под Москвой финансируется из того же источника, что и «Царьград-ТВ»).
Ни на канале в YouTube, ни на страницах «Царьграда» в Фейсбуке ни строчки о том, кто руководит каналом и отвечает за его содержание. Абсолютная анонимность. Единственная доступная информация — это неуклюжий слоган «новостной телеканал обо всем, отстаивающем традиционные ценности». И только в твиттере сотрудников мелькает, что «Джек Ханик — генеральный продюсер “Царьград-ТВ”». Кстати, о сотрудниках. Некоторая часть перешла с телеканала «Радость моя», который содержал другой крупный православный спонсор — Виктор Нусенкис. После того как из-за ситуации на Украине донецкий олигарх потерял больше двух миллиардов долларов и покинул список миллионеров «Форбс», телеканал был распущен, и люди остались без работы. Нусенкис достаточно щедро платил, и работали на «Радости моей» профессионалы, по крайней мере, в том, что касается технической части: операторы, монтажеры, продюсеры, редакторы по гостям. Теперь некоторые из них трудятся в студиях «Царьграда» с окнами, выходящими на Кремль (на заставке в YouTube и на страничке в Фейсбуке — виды заката над Кремлем из окна офиса канала).
Но ролики с логотипом «Царьград.тв» можно найти не только на YouTube. Оттуда они транслируются в раздел «Видео» на новом сайте Views&Values. И вот здесь начинается самое любопытное. Сайт, в отличие от телеканала, с которым они с большой долей вероятности имеют объединенную или частично объединенную редакцию, обладает разделом «о нас». Главный редактор — многолетний сотрудник журнала «Фома» Константин Мацан. Генеральный продюсер — Илья Кузьменков, известный московский пиарщик, два года (2005—2007) проработавший главным редактором РЕН-ТВ. Но остальная часть редакции — американцы, французы, итальянцы. Сайт заявлен и начал работать как многоязычный: материалы выходят сразу на английском, русском, французском, итальянском.
Очевидны его идеологическая и общественно-политическая заточка и амбиции: когда автор с французской фамилией пишет, что «Россия вскоре станет единственной страной в мире, где проводят политику, которая гармонично сочетается с христианским взглядом на мир» или что «Россия выступает гарантом христианской идентичности Европы», — это гораздо убедительнее, чем аналогичные высказывания русскоязычных авторов. Александр Морозов год назад писал о «новом Коминтерне». Видимо, этот «Коминтерн» станет правым, как бы сюрреалистично это ни звучало, и будет подпитываться избирателями Марин Ле Пен и Сары Пейлин.
Большинство авторов Views&Values, так же как и Джек Ханик, связаны с Международным конгрессом семей (World Congress of Families, WCF) — ультраправой консервативной организацией, имеющей отделения в разных странах, которая борется против ЛГБТ, за запрет абортов и прочий комплект «традиционных ценностей». Именно связанные с WCF активисты пролоббировали закон в Уганде, который предусматривает смертную казнь за гомосексуализм. В американских СМИ много пишут о продвижении WCF в Россию начиная с 2010 года. В 2011-м организация провела Первый демографический саммит в Москве. Финансирование WCF, как и других сестринских ультраправых организаций, связывается с именами братьев Кох — миллиардеров, владельцев компании Koch Industries, стоявших за крайне консервативными американскими политическими силами еще со времен президента Рональда Рейгана, а ныне поддерживающих «Чайную партию».
Наступил тонкий момент, когда связанные с Церковью медийные проекты стали открыто транслировать идеологию, а религиозную тему добавлять как гарнир.
А 10—11 сентября в Государственном Кремлевском дворце прошел форум «Многодетная семья и будущее человечества», соорганизаторами которого значатся Центр национальной славы Владимира Якунина и Фонд святителя Василия Великого Константина Малофеева. На американских сайтах этот форум был проанонсирован как масштабное мероприятие Международного конгресса семей, которое должно было стать восьмой по счету и самой крупной конференцией этой организации. Однако после введения санкций и в связи с ситуацией на Украине американцам пришлось убрать упоминание о себе из списка соорганизаторов, не отменив, впрочем, своего фактического участия: на форуме, открывшемся чтением приветствия Путина, выступали управляющий директор WCF Ларри Джейкобс (он же числится одним из редакторов Views&Values) и директор по коммуникациям Дон Федер. В американских СМИ не раз упоминалось, что среди тех, кто готовил российский форум, — пастор евангелической церкви «Новое поколение» Скотт Лайвли, автор книги «Розовая свастика» о том, что нацизм — следствие гомосексуальности Гитлера и высших чинов рейха. Лайвли был одним из тех активистов, кто работал в Уганде, а на своей недавней пресс-конференции заявил, что высоко ценит Россию за то, что «она стала лидером в возрождении традиционных ценностей».
Таким образом, православные олигархи поддерживают международную ультраправую организацию, которая помогает идеологически оформить «духовные скрепы». В спонсорский пакет, видимо, входит создание СМИ, помогающих лоббировать интересы World Congress of Families в России. И эти СМИ будут считаться православными и сотрудничать (если не сливаться) с патриархийными структурами, отвечающими за работу с информацией. Во-первых, потому что многим православным действительно близка эта риторика. Во-вторых, потому что источники финансирования одни и те же.
Что не так? Почему эта ситуация неестественна и неорганична для православных? Логично было бы думать, что «традиционные ценности», из которых внятной формулировке поддается только то, что относится к сфере брака и сексуального поведения, — та точка сборки, где сходятся все православные независимо от политических взглядов, богословских и социальных воззрений. Но на деле наступил тонкий момент, когда связанные с Церковью медийные проекты стали открыто транслировать идеологию, а религиозную тему добавлять как гарнир. Обычно пропорция была обратной. И этот момент для многих верующих людей в любом случае болезненный, даже если они в своей жизни придерживаются вполне традиционных взглядов: то, что для них сокровенно, начинают прагматично использовать, и тут уже не важна степень благородности целей.
Но количество православных, которые столь же идеологизированы, как ультраправые католики и протестанты в Европе и Америке, в России тоже велико. Поэтому «христианство ценностей», борющееся не за сами эти ценности, а за их принудительное насаждение, религия запретов, насилия и ханжества, имеет все шансы дальше продвинуться на дороге сближения конфессий, чем христианство, сердцевина которого — личный опыт, свидетельство, свобода выбора и уважение к человеческому достоинству. Хотя бы потому, что вопросы совместной молитвы и Богообщения для «христианства ценностей» глубоко вторичны по отношению к совместной борьбе с инакомыслящими.
В холдинг «православных СМИ нового поколения» входит еще один проект, на сегодняшний день самый известный. Входит почти случайно, совпав по времени запуска и связи с командой журнала «Фома», читай — Синодального информационного отдела, председатель которого Владимир Легойда — одновременно главный редактор журнала. 14 сентября в московском FM-диапазоне на частоте 100,9, где раньше вещало радио «Классик», начало вещать православное радио «Вера». Большой соблазн приписать и этот стартап «заслугам» Константина Малофеева — его имя предположительно называли СМИ, комментируя сделку по приобретению радио «Классик». Но есть все основания полагать, что источник финансирования у этого проекта другой, хотя спонсор предпочитает держаться в тени и свое имя не разглашать. Косвенно это подтверждает и отказ от информационного вещания — новостного блока и актуальных общественно-политических комментариев, полное отсутствие той самой идеологической заточки.
Во внутрицерковных дискуссиях о том, возможна ли вообще через СМИ трансляция веры, часто приходили к выводу, что именно радио — наиболее органичный носитель. Не случайно и раньше радиостанции православным в общем-то удавались: будь то фундаменталистское (но на нынешнем фоне вспоминающееся даже с ностальгией) радио «Радонеж» или интеллигентская питерская радиостанция «Град Петров». Радио — самый «интимный» тип СМИ, доверительный разговор со слушателем как нельзя лучше подходит именно для передачи опыта, личного свидетельства, впрочем, его можно использовать и для эффективной долбежки «ценностями». Куда повернет «Вера», пока до конца не ясно.
По первым дням можно сказать, что контент и содержательно, и качественно очень неровный. Но оформление эфира — вполне современного уровня, и очевиден поиск новой интонации: мини-радиоспектакли по житиям святых, разыгранный в диалогах разговор о псалмах, цитаты из Солженицына и европейских писателей в межпрограммке — все это намекает на искренние попытки нащупать новый нефальшивый язык, ориентируясь на не слишком взыскательную аудиторию. Для более взыскательной — ток-шоу «Светлый вечер», которое теоретически может оттянуть слушателей, стоящих в вечерних пробках, у привычных FM-станций при условии правильного выбора гостя (на первой неделе были актриса Алена Бабенко, директор Литературного музея Дмитрий Бак, IT -бизнесмен Игорь Ашманов). Видно и стремление говорить о евангельских смыслах, а не об абстрактных ценностях. Это можно слушать в машине без отвращения, особенно если надо отвлечься от новостей и избежать рекламы. Отдельный разговор — музыка, которой в эфире много, и это, что удивительно, не церковные песнопения. В произвольно взятом трехчасовом отрезке дневного эфира прозвучали Брамс, Сен-Пре, Рыбников (песня из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»), канадская этническая певица Лорина МакКиннет, Максим Леонидов, «Би-2», Uma2rmaН, Борис Гребенщиков (дважды), песня «Moon River» Манчини в исполнении, разумеется, Одри Хепберн, ирландский флейтист Майкл МакГолдрик, французская арфистка Сесиль Корбель… Трудно остановиться, перечисляя этот фантастический набор (где еще в московском FM позволяют такое стилистическое хулиганство?).
Но эта вольница кажется очень зыбкой. Как Константин Мацан, судя по всему, направлен надзирать за «Царьград-ТВ» и Views&Values, так и на радио «Вера» работают по совместительству замглавред журнала «Фома» Владимир Гурболиков и редактор Алексей Соколов. Это родство с «Фомой» и Синодальным информационным отделом и дает основания перечислять три проекта через запятую, как часть одного целого. Как долго радиостанции удастся увиливать от повестки дня «правого Коминтерна» и насколько убедительно получится балансировать на грани подлинности и пропаганды — вопрос. Но пока еще можно слушать хорошую музыку.