Приговор Алевтине Хориняк
21 октября суд Октябрьского района Красноярска огласит приговор по нашумевшему делу участкового врача-терапевта Алевтины Хориняк, которая с нарушениями закона выписала рецепт на обезболивающее для онкобольного.
В ходе прений прокурор потребовала для 72-летней обвиняемой штрафа в 15 тысяч рублей.
В 2009 году Хориняк выписала два рецепта на опиоидный анальгетик трамадол для инкурабельного онкологического больного Виктора Сечина. Пациент страдал от нестерпимых болей. Хориняк назначила лекарственный препарат, несмотря на то что пациент не проживал на территории обслуживания ее поликлиники. Знакомая больного Табаринцева на свои деньги выкупила лекарства в аптеке.
В 2011 году Госнаркоконтроль обнаружил рецепты в аптеке. Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 234 УК (незаконный оборот сильнодействующих веществ в крупном размере по предварительному сговору с целью сбыта, совершенное организованной группой) и статье 327 (подделка документа с целью облегчить совершение другого преступления).
В мае 2013 года судья Октябрьского районного суда Красноярска Нонна Маркова признала Хориняк и Табаринцеву виновными и оштрафовала на 15 тысяч рублей каждую. На суде были зафиксированы факты давления на свидетелей.
Спустя три месяца Красноярский краевой суд отменил приговор. Суд счел, что было нарушено право подсудимых на защиту. Дело направлено на новое рассмотрение в райсуд. Хориняк заявила, что намерена добиваться полного оправдания. Повторный судебный процесс начался в феврале этого года.
Более 1500 представителей врачебного сообщества подписали письмо в поддержку Хориняк. В ее защиту выступили международные организации паллиативной медицины. Международная организация Human Rights Watch потребовала снять с Хориняк и ее подельницы обвинения. "Обвинения в незаконном обороте опиоидов и подделке документов - это полная несуразица и абсурд, - говорится в заявлении Human Rights Watch. - Хориняк и Л.Т. подвергаются уголовному преследованию за то, что они не позволили безнадежно больному человеку умирать в мучениях от болей, которые можно было облегчить".
В 2014 году по России прокатилась волна самоубийств пациентов с болевым синдромом, которым не удалось получить обезболивающие средства. В январе в Петербурге застрелился тяжело больной вице-адмирал Юрий Устименко. Месяцем позже в Москве совершил самоубийство контр-адмирал Вячеслава Апанасенк, также болевший раком. С 12 по 24 марта в столице покончили с собой восемь раковых больных. В июне из наградного пистолета застрелился генерал-майор Виктор Гудков, который мучился из-за сильных болей в ногах.
24 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который упрощает получение тяжелобольными обезболивающих наркотиков. В числе нововведений - продление срока действия рецептов на наркотики с 5 до 30 дней, а также отмена нормы, обязывающей родственников больных возвращать использованные трансдермальные терапевтические системы, то есть пластыри и пленки. Документ был внесен в Госдуму в феврале. Авторы законопроекта отмечали, что доступ людей, страдающих нестерпимыми болями, к обезболивающим препаратам сильно затруднен. "Зачастую это происходит вследствие излишней забюрокраченности процесса получения, а затем уничтожения наркотических и психотропных лекарственных препаратов", - говорилось в пояснительной записке.